Запорожской АЭС предлагают работать на две страны.
Фото Reuters
В случае продвижения мирного урегулирования для Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) потребуется особый статус, а также соглашение о сотрудничестве между Россией и Украиной, уточнил гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси. И хотя он не стал обсуждать возможность того, что ЗАЭС может стать «общей», поскольку эта тема относится к политической сфере, но все же вбросил ее в информационный оборот. В принципе при достижении мирных договоренностей возможно условиться о совместном использовании станции, с четким пониманием принадлежности России соответствующей территории и объекта, а также возможности направления на необходимые восстановительные работы российских замороженных активов и последующей поставки электроэнергии по согласованным тарифам украинской стороне, подчеркнули эксперты.
На фоне продолжающихся острых дискуссий по «вопросу о земле», связанному прежде всего с обсуждением территориальной проблематики – в рамках предложенного американской администрацией на прошлой неделе плана мирного урегулирования масштабного военного конфликта с РФ – несколько подзабытым оказался «вопрос о воде», также подразумевающий и использование водных ресурсов. Отчего, как известно, зависит и взятая под контроль российскими военными в марте 2022 года (то есть в самом начале упомянутого конфликта) крупнейшая в Европе Запорожская АЭС, чьи шесть энергоблоков в последние годы оставались в режиме холодной остановки. При этом соответствующим положением плана Вашингтона, изначально состоявшим из 28 пунктов, оговаривалось, что Запорожская АЭС начнет работать под контролем МАГАТЭ и ее электроэнергия будет распределяться пополам между РФ и Украиной.
И если будет достигнуто мирное соглашение, то для Запорожской атомной электростанции понадобится особый статус, наряду с договоренностями по сотрудничеству между Россией и Украиной, заявил гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси, которого активно цитировали в среду киевские СМИ. По его словам, с какой бы стороны линии фронта не оказалась ЗАЭС, необходимо условиться о сотрудничестве или атмосфере сотрудничества. «Ни один оператор не может использовать атомную электростанцию, когда по ту сторону реки находится другая страна, которая сопротивляется этому и может принять меры против этого», – добавил глава МАГАТЭ. А также предупредил, что без мирного урегулирования будет сохраняться угроза ядерной катастрофы. В то же время он воздержался от конкретизации вероятных условий реализации мирного плана. «Общее, не общее – я не хочу вникать в это, потому что это политика... Это то, что Украина и Россия будут решать в определенный момент. Но одно понятно: МАГАТЭ незаменимо в этой ситуации», – сказал Гросси.
И тем самым, похоже, постарался направить обсуждение дальнейшей судьбы ЗАЭС в нужном для себя направлении. Притом что до сих пор указанный пункт мирного плана Вашингтона порождал больше вопросов, нежели ответов. В том числе и относительно того, не подразумевало ли условие о распределении электроэнергии станции в соотношении 50 на 50 между РФ и Украиной также некую ее общую принадлежность? Следует отметить, что все прошедшие годы в Киеве выступали с требованиями о возвращении ЗАЭС, в частности, ссылаясь на неспособность российских специалистов, незнакомых со спецификой данной атомной электростанции, эффективно управлять ею. Подобные доводы, конечно, выглядели занятно, поскольку ЗАЭС находилась под управлением компании «Росатом», занимающей лидирующие позиции в сфере атомной энергетики. Видимо, и поэтому станцию и идущие к ней линии электропередач периодически обстреливали. В чем киевские власти традиционно обвиняли Россию. Вот и текущей осенью вследствие таких обстрелов энергоснабжение ЗАЭС целый месяц обеспечивалось резервными генераторами. Тогда как процессы охлаждения тамошних реакторов также осложнились после подрыва Вооруженными силами Украины (ВСУ) плотины Каховской ГЭС в июне 2023 года, хотя украинская сторона и в этом обвинила Россию, также контролировавшую данный объект с весны 2022 года. Из Каховского водохранилища снабжался и Северо-Крымский канал, который обеспечивал водоснабжение Крыма, но был перекрыт украинскими властями после того, как он еще весной 2014 года вошел, по итогам референдума, в состав России.
В подобных обстоятельствах представлялось примечательным, что обнародованным зарубежными СМИ весной этого года первым вариантом мирных предложений американской администрации (Дональд Трамп вступил в должность президента США 20 января 2025 года) также предусматривалась передача ЗАЭС и Каховской ГЭС Украине. Фигурировал аналогичный пункт и в альтернативных разработках стран Европы, подготовленных на днях в ответ на мирный план Соединенных Штатов.
Но не означают ли новые предложения Вашингтона и заявление Гросси, что, поскольку ЗАЭС не удалось отобрать, теперь ее задумали обобществить?
В принципе, напомнил в комментарии для «НГ» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, в Москве и ранее допускали возможность совместного использования ЗАЭС. Что на сегодня могло бы послужить материальной базой для восстановления сотрудничества и с Соединенными Штатами и Украиной. С начала текущего военного конфликта эксплуатировать станцию, находившуюся почти на линии боевого соприкосновения, оказалось невозможно. Также обстреливались и линии электропередач, по которым обеспечивалось ее энергоснабжение. И понятно, что ответственность за эти обстрелы в МАГАТЭ не могли возложить на Украину. Но в дальнейшем, с учетом всех этих обстоятельств, очевидно, было бы рационально использовать станцию совместно. Для России возможность поставок электроэнергии и для Украины представляется нормальной. При этом в Москве и соответствующую территорию, и указанный объект продолжают считать своей собственностью, с чем другие стороны могут не согласиться. В то же время на будущее восстановление ЗАЭС может пойти и та часть замороженных российских активов, что по вашингтонскому плану далее планировалось направить на совместные российско-американские проекты, уточнил Митрахович. Хотя, прибавил он, сейчас предметно рассуждать на заданную тему достаточно сложно, так как официальные положения документа неизвестны и лишь понятно, что по ним ведутся достаточно жесткие торги и споры.

