0
6980
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.12.2013 00:01:00

Мы и Россия. Мы в России. Россия в нас

Светлана Иванова

Об авторе: Светлана Юрьевна Иванова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН.

Тэги: патриотизм, история, симулякры


патриотизм, история, симулякры Патриотические аллюзии.

Патриотизм в России имеет целый ряд характерных особенностей, обусловленных неповторимостью ее исторического развития, самой судьбы русского народа, его культуры, менталитета, богатством этносов, необъятностью территории, многообразием природы, климата. Важной закономерностью исторического развития патриотизма в нашем отечестве является его неравномерный характер: за небывало высоким, всеобщим подъемом, как правило, следует спад, депрессия и даже депатриотизация общества. Поэтому на протяжении последних столетий, и особенно последних двух десятилетий, российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание, что не может не восприниматься как парадоксальное явление, непостижимое для большинства стран мира.

Последние десятилетия развития России ознаменовались такими негативными процессами, как депатриотизация духовной жизни российского общества, размывание ценностного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала и примера для молодежи. Характерным проявлением кризиса идентичности советского человека стал конфликт между отрицанием им всего советского и неспособностью отказаться от базовых установок советской идеологии, неотделимых от коллективной и личной памяти. Этот конфликт оказывался тем более болезненным, что стремление отречься от всего советского на излете перестройки не было подкреплено для большей части общества никаким очевидным альтернативным социальным проектом или внятной системой ценностей. Для значительной части советских людей это отречение носило негативный характер – за ним образовался духовный вакуум. Наибольший ущерб в период перестройки был нанесен советскому мессианскому комплексу.

Оглянись, незнакомый прохожий…

Отрицание всего советского, и прежде всего официальной версии советской истории, для значительной части советских людей привело к проблематизации самой возможности сохранить привычный позитивный взгляд на свое собственное прошлое, на семейную историю, на личную судьбу. Разрушение социалистической идеологии и официальной версии советской истории не просто сокрушало определенную политическую систему – оно ставило под вопрос позитивную идентичность трех поколений советских людей, выросших при советской власти, переводя этот конфликт из плоскости политических или идеологических коллизий в персональную проблему и психологический кризис. Этот конфликт сталкивал в сознании две взаимоисключающие установки – стремление отрицать все советское и неспособность отказаться от позитивного самовосприятия, от исторической и личной памяти.

В результате патриотическое сознание приобрело неустойчивый, аморфный, неопределенный характер. С одной стороны, советский патриотизм вошел в глубокое кризисное состояние. С другой – российское патриотическое сознание пока еще полностью не сформировалось.

В российской культуре произошло расщепление образа родины по ряду оснований. Главная проблема заключается в том, что смежные, а не диаметрально противоположные образы родины и патриотизма с трудом находят точки соприкосновения. И понятно, что, для того чтобы их найти, нужны ответы на множество других вопросов: государство и страна – это одно и то же или нет? Можно ли подвергать публичной критике свою страну, свое государство, свой народ, сохраняя при этом реноме патриотичного человека? Что негативного может нести в себе патриотизм и как этого избежать? Что такое долг и можно ли его исполнять, не прибегая к самопожертвованию? Может ли патриотизм основываться на прагматических мотивах? И, наконец, какие патриотические образы должны и могут сложиться в сознании людей?

Во всем мире патриотизм является неотъемлемым атрибутом существования нации, народа, общества, государства, личности, он представляет собой важнейшее условие единства, культурной целостности, динамичного и успешного развития общества. Но это не единственное условие их существования и развития, поэтому он не должен абсолютизироваться, ибо в таком случае, по мнению С. Соловьева, патриотизм может принести дурные плоды, если останется самодовлеющим. И в то же время он не должен быть подвергнут забвению, ибо культурно и социально незаменим.

Представление о ценности отечества применительно к современным российским реалиям имеет определенное своеобразие, которое выражается в следующем:

– во-первых, изменился сам объект патриотизма. Вместо единого многонационального государства СССР образовались Российская Федерация, а также ряд других республик, что существенно сужает объект патриотизма и делает его более неопределенным для значительной части народа;

– во-вторых, изменилось идеологическое содержание патриотизма: характер и особенности взаимоотношений между народами и отдельными людьми, перспективы социального и экономического развития;

– в-третьих, изменению подвергся и субъект патриотического сознания. Многонациональный народ Российской Федерации не является копией советского народа времен СССР, ему присущи свои особенности в сфере патриотического сознания.

Эти особенности складываются из двух составляющих: первая особенность характеризуется преемственностью с патриотическим сознанием народов СССР; осталось ощущение отечества как огромной территории, не уступающей самым великим государствам мира; сохранено чувство многонациональности как естественного состояния патриотического сознания; не утрачено представление об отечестве как великой державе, пусть и временно потерявшей значительные силы. Вторая выражает отличие от этого сознания: появилось ощущение искусственного разрыва с частью отечества, стремление восстановить утраченное; восстанавливается чувство более тесной преемственности с дореволюционной Россией.

Символы-пустышки

К сожалению, сегодняшняя жизнь оставляет слишком мало места для развития культурной составляющей комплекса патриотических чувств. С одной стороны, формируются патриотические симулякры – символы без содержания, идеологические «пустышки», чье назначение сводится лишь к сиюминутной, ситуативной мобилизации, например на время выборов. С другой стороны, патриотизм находит себе укрытие в области приватного, интимно-личного.

Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Успешный ход реформ и реализация национальных проектов вряд ли возможны, если система формирования и развития нашего подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему отечеству. Именно в условиях современного развития идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие, значимые чувства и устремления каждого человека, его готовность и способность к активным действиям для блага отечества.

В этой связи есть основания выделить противоречия, негативно воздействующие на патриотизм. Наиболее типично они проявляются между сложившимися традициями всестороннего общения людей всех национальностей и стремлением отдельных политических сил добиться доминирования титульной нации во всех сферах жизни; между обострением национальных чувств и стремлением к сохранению многонационального общества; между выражениями любви к родине на словах и отсутствием конкретных действий для ее блага, индифферентным отношением к действиям, несущим урон отечеству.

Подверглись изменениям содержание понятий «отечество», «родина» в условиях становления российской государственности. В новых исторических условиях идет длительный и противоречивый процесс становления практически всех компонентов России как нового отечества. Этот процесс вызывает к жизни новое явление – патриотизм российского общества, рождение которого также будет сложным и противоречивым, в том числе и из-за того, что, с одной стороны, он является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма, с другой – представляет собой новое явление.

Закономерным является также, на наш взгляд, и нынешний всплеск патриотизма как реакции, с одной стороны, на негативные изменения в обществе, а с другой – обращение к патриотизму как важнейшему средству, способному мобилизовать все слои населения на выход из кризиса во имя служения отчизне. А сам патриотизм как ценность может стать той основой, вокруг которой сплотятся силы российского общества. Тенденции развития духовной жизни сегодняшней России говорят о реальности такой возможности.

Проблема патриотизма в современном российском обществе стала средоточием мировоззренческих, политических, культурных, исторических коллизий. На месте прежнего мировоззрения возникают разные подходы к ценностям, образующим основу патриотизма: к традиционным, казавшимся незыблемыми политическим и идеологическим принципам; к истории народа, его культуре; к соотношению государства и гражданского общества; к основам построения многонационального государства и др. Соответственно увеличивается и число иллюзорных представлений о своем отечестве и его взаимосвязи с другими народами; растет многообразие националистических проявлений.

В условиях духовного кризиса и в ходе жесткой политической борьбы различные силы, не только оппозиционные, но и властные, стремятся отождествить свои действия с интересами отечества. Причем именно попытки ряда представителей политической элиты ангажировать патриотизм в целях укрепления своего положения способны привести к особенно серьезным последствиям, использоваться как средство манипуляции массовым сознанием и оружие подавления инакомыслия. Нравственная и ответственная позиция интеллигенции – едва ли не единственная гарантия от утверждения подобного подхода. Кроме нее, нет в обществе силы, которая бы в силу своих органических качеств и функций могла бы различить патриотизм истинный и ложный, дать ориентиры, принципы и образцы должного отношения к отечеству.

262-14-1.jpg
Навязать любовь еще никому не удавалось.
Фото Reuters

В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества. В этой связи уместно привести слова Ивана Бунина: «Патриотизм есть желание блага целому – народу, государству, отечеству... Но в чем именно благо отечества? Сам по себе патриотизм может быть источником и добра, и зла... Нужно еще и патриотическое сознание, различающее истинное благо отечества от ложного».

О мотиваторах любви к отечеству

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что, характеризуя разновидности патриотизма, это следует делать через призму интересов и потребностей людей. В российской истории известно немало примеров «странной» любви к России, которая сочеталась с полным безразличием, презрением и даже ненавистью к народу. Недопустимо противопоставление великой России и «бездарного, ленивого населения», так как непонятно, чьими же тогда усилиями достигалась духовная и материальная мощь страны. О людях с подобным «патриотическим» менталитетом писал Иван Ильин: «Но бывает и так, что человек, в действительности не нашедший свою родину и не сумевший ее полюбить, все-таки всю жизнь ошибочно принимает и выдает себя за патриота. Это означает, что он прилепился своею любовью не к родине, а к какому-то «суррогату» ее». Патриотизм не может навязываться личности извне, насаждаться принудительно. Патриотизм не есть некий заданный нивелированный категорический императив. Он предполагает и частный выбор, суверенную позицию личности. Нельзя идею и ценность патриотизма ставить выше идеи и ценности человека, ибо абстрагированный от гуманных начал патриотизм превращается из качества, возвышающего личность, в некий ритуальный фетиш, могущий использоваться для подавления личности. Патриотизм есть индивидуализированная связь личности с отечеством, основанная на желании блага для него. Однако осознание данной связи и понимание соответствующего блага многозначны и варьируются в зависимости от конкретно-исторических условий, идейно-политических факторов и социально-психологических качеств соответствующего субъекта.

Осознание сопричастности к нуждам страны – субъективный процесс, представляющий оценку человеком своих потребностей и интересов, и их соотнесение с интересами соотечественников и общества в целом. Но как не существует чистых человеческих отношений, так и отношение к родине носит конкретно-исторический характер, что обусловлено реальной исторической необходимостью.

Следует обратить внимание и на деятельностную сторону патриотизма. Именно поступки человека составляют основу патриотизма, его реально ощущаемую и видимую сторону, только в соответствии с ними можно судить о настоящем отношении человека к отечеству.

Выявление подлинных мотивов деятельности человека, определение его истинных устремлений является критерием в определении настоящего патриотизма. Не может быть патриотическим действие или деятельность, следствием которой является распад всех сфер общества, какими бы «патриотическими» фразами о «возрождении» в будущем ни прикрывались субъекты этой деятельности.

Социальное поведение людей все более и более определяется не моральными критериями, а сиюминутными обстоятельствами материальной выгоды. За годы проводимых реформ существенно изменилась и мотивация трудовой деятельности. На первое место выдвигаются экономические мотиваторы – расчет, ориентация на эффективность, материальный интерес в противовес содержанию, привлекательности работы, ее общественной значимости.

Трудности, которые переживает в современный период отечество, усилили внимание к теме подвижничества. Умение стойко переносить испытания, вера в судьбу народа, способность к самопожертвованию – эти нравственные ценности, заложенные в социальной памяти народа, воспринимаются новыми поколениями. Даже в глухие застойные времена народ выдвигал подвижников, которые выполняли долг верности совести, культуре, нашим идеалам. Тема «патриотизм и подвижничество» заслуживает специального освещения.

С изменением экономической, культурной и духовной ситуации в стране смысловое, сущностное значение понятий «отечество», «родина», «патриотизм» меняется. А поэтому необходимы поиск, определение новых культурных и духовных основ этих понятий, нужна общественная дискуссия по этому вопросу.

Происходит восстановление целостной структуры взаимоотношений «человек–государство». А это значит, что население, формально определяемое в качестве граждан России, должно, самоопределившись, добровольно сделав свой выбор, признать российское государство и постепенно освоить его как ценность. Традиционный этатизм без сомнений сыграет здесь свою роль. Со своей стороны, и государство обязано сделать шаги навстречу своим гражданам и заслужить доверие своего народа. Новая российская действительность выдвигает новые задачи, требующие позитивных решений, в частности задачу более глубокого проникновения в реальную и духовную историю нашей страны, поиска неких ментальных конструкций на уровне «этнической константы».

В современной России повышение гражданственности, укрепление общероссийского патриотизма может стать инструментом снижения межэтнической напряженности. Истинный патриотизм состоит сегодня в защите социальных и государственных институтов не только от давления «справа» (от консервативных сил общества), но и «слева» (от экстремистски, националистически настроенных элементов).

Базирующаяся на патриотических основаниях национальная идея современной России – это, с одной стороны, реальность, которая вырастает из мироощущения разных людей; с другой – это в какой-то мере сознательно конструируемая реальность.

Итак, предложенная логика рассуждений позволяет утверждать, что формирование патриотизма в условиях современной российской действительности должно осуществляться как мерами государственного воздействия, так и мерами, включающими активизацию всех элементов культурного комплекса. Процесс восстановления патриотического сознания носит сложный характер, и в нем нет мелочей. Он включает в себя проблемы улучшения качества жизни россиян, проблемы семейного воспитания, проблемы формирования исторического сознания, проблемы более широкого использования в идеологической и воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоление недооценки их значимости, разумного сочетания местной, региональной и общегосударственной символики. И, что особо следует подчеркнуть, проблему становления и укрепления патриотизма в среде политической и экономической элиты.

Важна позиция властных верхов, понимание ими сущности происходящих процессов, их реальная заинтересованность в построении и развитии системы патриотического воспитания. Ибо патриотизм, особенно в условиях становления российской государственности, выступает как важнейший критерий эффективности деятельности социальных и политических институтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1106
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1325
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1587
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1149

Другие новости