0
2526
Газета Вера и люди Интернет-версия

01.10.2003 00:00:00

Язык половцев и вера самарян

Дмитрий Матвеев

Об авторе: Дмитрий Борисович Матвеев - сотрудник газеты "Кифа".

Тэги: Караимы, религия


Есть на этнорелигиозной карте Европы места, которым, даже давно зная об их существовании, не устаешь удивляться. Наш старый добрый континент иногда оказывался по-настоящему гостеприимным, приютив у себя самые неожиданные народы. Один из ярких примеров - обосновавшиеся с начала XVII века в приволжских степях калмыки - потомки западномонгольских племен, ныне единственный на европейской территории народ, традиционно исповедующий буддизм. Или венгры, без которых уже много столетий нельзя себе представить Восточную Европу, - финноугры по языку, выходцы с Урала, не слишком дальние родственники удмуртам, марийцам, хантам и манси.

Слово "караимы" автор этих строк узнал еще в школьном возрасте, читая роман Элизы Ожешко "Меир Езофович". В нем рассказывалось о еврейском местечке где-то на белорусской окраине царской России конца XIX века. Здесь жили отщепенцы, презираемые и гонимые за чистоту библейской веры. Некогда они основали это поселение, но со временем их вытеснили более многочисленные пришельцы - почитатели Талмуда и средневековой еврейской мистики - каббалы.

Через несколько лет я вновь услышал о караимах в литовском городе Тракай, даже и в советское время привлекавшем многочисленных туристов древними замками. Здесь на тянущейся между двумя живописными озерами улице в небольших домиках с традиционными тремя выходящими на улицу окнами до сих пор живут люди, давшие улице название Караиму ("караимская" в переводе с литовского).

Каким образом возник и как очутился среди прибалтийских озер и лесов этот удивительный народ, похожий на половцев по языку и на библейских самарян по вере?

Ученые до сих пор спорят о происхождении этнонима "караим". Самоназвание народа - "карай", во множественном числе "карайлар". Кто-то видит здесь тюркский корень "кара" (черный), входящий в состав некоторых этнонимов (карачаевцы, каракалпаки). Другие возводят его к еврейскому слову "кара" - читать. Действительно, слово "караим" может быть переведено с древнееврейского как "читающие Писание". За исповедуемой народом верой давно закрепилось название "караимизм", которое, строго говоря, не этноним, а обозначение религиозной принадлежности.

Возникновение караимизма связывают с именем еврейского ученого Анана бен Давида, жившего в Багдаде в VIII веке. Антиталмудический пафос его учения был связан с возвращением к изначальной, не нарушенной последующими преданиями чистоте Ветхого Завета. Караимизм быстро распространился в общинах иранцев, арабов, евреев, греков на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, а также среди некоторых народов Северной Африки. Уже c VIII в. учение распространилось среди верхушки Хазарского каганата. С распадом этого тюркского конгломерата караимизм остался верой некоторых племен, входивших в печенежский, а позднее в куманский (половецкий) союзы, а затем их потомков, обосновавшихся в Крыму.

В 1246 г. по приглашению князя Даниила Галицкого часть караимов-тюрков прибыла в Галицию. Князь предоставил им земли и льготы. В конце XIV в. примеру Даниила следует великий князь Витовт (Витаутас) - очередной родиной караимов стала Литва. Здесь они охраняли княжеский замок в Тракае и границы государства и даже входили в личную княжескую гвардию.

В России караимизм исповедовали не только крымские тюрки, но и русские - выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.

В этом году мне удалось побывать в Тракае, а следовательно, и увидеться с караимами. Михаил Зайончковский, на общественных началах принимающий туристов в караимском храме - кенесе, несмотря на солидный возраст и напряженный график (через час должны прибыть очередные туристы), согласился внепланово принять прибывшую в Тракай группу из Москвы. Сегодня кроме Тракая таких кенес в Литве всего две - в Вильнюсе и Паневежисе. Еще две - в Луцке и Галиче на Украине.

В первом от входа зале деревянного здания - бронзовый умывальник для омовения рук перед молитвой. Здесь во время богослужения остаются женщины, которые могут подняться на галерею, а мужчины во главе со священником-газзаном переходят вперед в большой зал с куполообразным усеянным звездами потолком и стенами, украшенными орнаментом из геометрических фигур.

Караимы верят в воскресение мертвых и хоронят умерших ногами на юг в сторону Палестины. "Когда ангелы затрубят, зовя на последний суд, мы все встанем и пойдем на юг, к Святой Земле", - с уверенностью говорит Михаил Зайончковский. На юг же обращен и деревянный резной алтарь кенесы. В центре алтаря изображены скрижали, данные Богом Моисею. В верхнем ярусе надпись "Вот глаз Божий оберегает верующих", по обеим сторонам алтаря текст Десяти заповедей. Все надписи сделаны латиницей на караимском языке (не имея собственного алфавита, караимы всегда использовали письменность других народов). На родном языке проходит и богослужение. Именно это помогло народу сохранить свой язык в Польше, Литве и на Украине.

Молитвы читаются на коленях или стоя. На скамейках, установленных в зале, каждый имеет свое унаследованное от предков место. В караимизме отсутствует исповедь, об отпущении грехов каждый молит Бога сам. По традиции гахама (главу караимского духовенства) и газзанов (священников) выбирает народ.

Наш гостеприимный гид читает одну из молитв на польском языке. С удивлением узнаем, что это "Отче наш" в варианте Евангелия от Матфея. По нашей просьбе молитва повторяется по-караимски: "Атамыз ки кеклярдя┘" Почему караимы читают новозаветную молитву, ведь, по их утверждению, они не признают не только Талмуд, но также Новый Завет и Коран? Очевидно, христианство тем не менее оказало заметный след в формировании их религии. Некоторые ученые утверждают, что Анан бен Давид черпал аргументы в защиту своего учения из Евангелий и Корана, а Иисус из Назарета наряду с Мохаммедом почитается в караимизме как пророк.

Быть может, именно этим хотя бы отчасти объясняется тот факт, что в Российской империи караимы по сравнению с евреями оказались в определенном фаворе: их религия была признана самостоятельной и даже близкой к раннему христианству. В паспортах писалось: "вероисповедания караимского". В 1841 г. в России была издана Библия на караимском языке. Немало караимов служили в российской армии (привилегия, недоступная людям ряда других национальностей), а некоторые занимали в ней видные посты. Кстати, Михаил Зайончковский занимался исследованием этой проблемы и даже написал книгу "Караимы в армии".

Число караимов в Литве, как и во всем мире, уменьшается. На родине, в Крыму, их осталось всего 900 человек, в Литве - примерно 250 (в Тракае их сейчас около 80). Историю этого народа не назовешь легкой. Караимы пережили Гражданскую и две мировые войны. Во время гитлеровской оккупации СССР и Польши они чуть не подверглись геноциду вместе с евреями. Их спасло только то, что еврейские ученые заявили о непринадлежности караимов к еврейскому этносу. В период сталинских репрессий часть караимов депортировали вместе с крымскими татарами.

Однако главная причина уменьшения численности народа не в трагических страницах его истории (сейчас караимы нигде не испытывают никаких гонений), а скорее в его интенсивной ассимиляции. Не будут ли вскоре о существовании народа и его религии напоминать лишь тюркоязычные вывески тракайских кафе с национальной караимской кухней да караимские молитвословы, продающиеся в кафе как часть местного колорита?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
237
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
394
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
439
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
325

Другие новости