0
3112
Газета Политика Интернет-версия

21.12.2005 00:00:00

Понтий Пилат и другие

Тэги: мастер и маргарита, телевидение


У каждого свой Булгаков и свои «Мастер и Маргарита». Для режиссера и сценариста Владимира Бортко (когда-то он снял «Собачье сердце») в этом романе главное не мистика, а социальность. Пожалуй, он прав. Потому что и для Михаила Булгакова социальность (что бы под ней ни понималось) тоже стояла на первом месте.

Как писал философ Ильин, «первое условие «социальности» – это бережное отношение к человеческой личности: к ее достоинству, к ее свободе». Но это в идеале. А что такое наша социальность? Она загадочна и непредсказуема. Мистична по своей природе и скорее зловеще мистична. Всякий раз, ощущая лапу социальности на своем плече, мы переживаем нечто вроде мистического ужаса, подсознательного или явного.

И еще вопрос, в ком больше мистики – в мессире Воланде (Олег Басилашвили) или в представителе органов – Человеке во Френче (Валентин Гафт)? Однозначного ответа нет.

Роман «Мастер и Маргарита» наша страна начала читать в 1966 году – в журнале «Москва», с купюрами. И впивалась в него с необыкновенной страстью. На протяжении многих лет «Мастер и Маргарита» была нашей главной книгой.

Чем поразил, чем так притягивал роман в советские времена, объяснил Виктор Пелевин: «Книги Солженицына были антисоветскими, но они не освобождали, они только делали тебя более порабощенным, объясняя, в какой степени ты являешься рабом. Роман «Мастер и Маргарита» даже не стремился быть антисоветским, тем не менее чтение его делало тебя свободным мгновенно. Роман этот освобождал не от каких-то прежних идей, но от гипнотизма общего порядка вещей».

Спустя 40 лет наша страна смотрит экранизацию романа, который когда-то делал граждан СССР внутренне свободными. В фильме, как и в романе, проблема свободы – главная. Социальная, политическая, нравственная, да какая угодно проблема. Под ее знаком проходит мучительно долгий диалог Понтия Пилата (Кирилл Лавров) и Иешуа Га-Ноцри (Сергей Безруков). Здесь сталкиваются занимающий высокую государственную должность, но одинокий и несвободный прокуратор и бродячий – и потому свободный – философ. (Обращаясь к Марку Крысобою, Пилат говорит: «У вас тоже плохая должность... мое положение... еще хуже»).

Появись этот фильм в конце 1980-х, вопрос о власти и свободе прочитывался бы как самый насущный. Но так ли уж принципиально мы изменились? Как говаривал Воланд: «Люди, как люди, в общем, напоминают прежних...»

И разве сегодня на российских просторах зависимость от власти – от слова, жеста, настроения кесаря – стала меньше? Нет, она просто приняла другие, более либеральные внешне формы.

Что будут обсуждать после фильма Владимира Бортко: Понтия Пилата, умывающего руки (эта метафора предательства в фильме реализуется буквально и наглядно). Или кота Бегемота, лихо опрокидывающего стопку водки? Но трудно предположить или хотя бы надеяться на то, что какой-нибудь российский топ-чиновник вздрогнет, глядя , как терзается сомнениями римский прокуратор Иудеи. А жаль...

Акцентируя социальность, Владимир Бортко чуть подправил реплику Ивана Бездомного по поводу Канта. В романе так: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!» В фильме же Иван предлагает отправить Канта «в лагеря». По-видимому, режиссер решил, что «Соловки» на слух современного зрителя звучат не так определенно, как «лагеря».

И последний вопрос: может ли фильм «Мастер и Маргарита» сегодня кого-то перепахать и освободить? Вряд ли. В том состоянии социальной и политической межумочности, в котором мы находимся, когда все шатко, все неопределенно, произведения искусства не имеют силы прямого воздействия. Или это только так кажется?

«Мастер и Маргарита» на экране и сцене

Первую экранизацию романа в 1971 г. осуществил Анджей Вайда. В 1972 г. на мировые экраны вышел итало-югославский фильм Александра Петровича. В 1988 г. польский режиссер Мачек Войтышко снял восьмисерийный телесериал по роману. В России экранизировать роман собирались такие режиссеры, как Владимир Наумов, Игорь Таланкин, Элем Климов и Эльдар Рязанов.

Фильм Юрия Кары, снятый в 1994 г., сгинул в нетях.

Самая знаменитая постановка «Мастера и Маргариты» – спектакль Юрия Любимова в Театре на Таганке (1977).

В первый день показа

Согласно измерениям, проведенным «Gallup Media» среди населения старше 18 лет, в первый день показа зрительская доля фильма «Мастер и Маргарита» по Москве составила 58,6%, рейтинг – 29,7%. На Украине, где фильм начал транслироваться на день раньше, зрительская доля составила 66,9%, рейтинг – 34%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2139
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1655
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
2980
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
829