0
637
Газета Политика Печатная версия

03.11.2006

Победа Культуры над музеями

Дмитрий БУТКЕВИЧ

Об авторе: Дмитрий Олегович Буткевич - обозреватель "НГ".

Тэги: музеи, антиквариат, экспертиза


По всему выходит, что главным событием прошедшего 21-го Антикварного салона стала новость, которую озвучил прямо на пресс-конференции перед его открытием заместитель руководителя Федеральной службы (Росохранкультуры) Анатолий Вилков: неделю назад во все крупнейшие музеи страны пришли вновь утвержденные уставы. Это основной документ, регулирующий деятельность любого подобного учреждения; время от времени он регулярно «переутверждается» организацией, которая руководит музеями, а именно Федеральным агентством (Роскультурой). Согласно новым уставам всем российским музеям отныне запрещается выдавать экспертные заключения частным лицам, а только по запросам Министерства культуры (Минкульта) и правоохранительных органов. То есть вся структура музейной антикварной экспертизы, любовно выстроенная отечественным антик-рынком за все 15–20 лет его существования, практически в одночасье рухнула.

Требуется дать короткие пояснения. С самого своего появления легальный антик-рынок строился по определенным принципам; главным явилось почти непременное условие: предметы антиквариата продаются при наличии музейной экспертизы. Со временем это правило стало строго обязательным, и в последние годы среди антикваров даже ходили шутки: мы торгуем не картинами, а бумагами к ним (то есть экспертными заключениями на музейных бланках). Схема, в общем-то, всех устраивала до поры: продавцы и дилеры могли не тревожиться на тему подлинности своих произведений (самому можно иметь так называемый рыбий глаз, то есть совершенно «не видеть» искусство, однако – получил бумажку, и вперед). Покупатели спокойно выдыхали, видя документ с печатью госмузея (как же, государство гарантирует!). Эксперты тоже были не против – деньги идут, а ответственности, как выяснилось, никакой.

Например, год назад все сообщество потрясло расследование одного уважаемого эксперта, что за последние годы более 200 картин «русских академиков» с положительными заключениями ряда музеев (а, кстати, и с подписями этого уважаемого эксперта тоже) оказались на самом деле подделками. Точнее, переписанными «под Россию» картинами художников северной школы – немцев, датчан и разных там прочих шведов. Ну и что? А ничего. Эксперт «имеет право на ошибку», а умысел установить невозможно. А музей здесь тем более ни при чем – такая ответственность государственного учреждения перед частным лицом нигде не прописана.

Так же развалилось, видимо, громкое дело двух московских антикваров питерского происхождения, которое недавно взбудоражило буквально всю страну: статьи в газетах, передачи по телевидению. Связано оно тоже было и с фальшаками, и с некорректными экспертизами – а только сейчас уже ходили эти антиквары по Салону. Вот так-то.

И все же скандалы последнего времени вокруг наших музеев сыграли свою роль. Отняли у музейных работников-экспертов возможность прибавки к бюджету. А ведь, например, только Государственная Третьяковская галерея официально зарабатывала на экспертизе в год, по сведениям компетентных источников, до 400 тыс. долл. Теперь этого не будет, и той же Третьяковке придется выбивать средства из госбюджета (которым она обеспечена, кстати, всего на 65%) или из спонсоров. Сумеет ли? Равно как и прочие наиболее активные в недавнем прошлом «операторы» этого сегмента антик-рынка: Исторический музей, Русский музей, Музей имени Андрея Рублева. На Западе, и об этом все давно говорят, подобная нашей практика немыслима. Согласно кодексу ИКОМ (Международного Совета Музеев), деятельность по коммерческой экспертизе музейным работникам категорически запрещена. Из-за чего у наших всегда были проблемы с международным музейным сообществом. Теперь не будет. Но вот что будет? Пока неясно.

Анатолий Вилков уверенно заявил, что скоро, уже в начале будущего года, его ведомство – Росохранкультура (человеку со стороны не стоит даже пытаться разобраться в сложнейшей системе взаимоотношений всех трех руководителей отечественной культуры – Минкульта, Роскультуры и Росохранкультуры) – «начнет разрабатывать проект нового положения об аттестации экспертов». Интересно, когда закончит? И что будет до этого волнующего момента? Пока осталось лишь два немузейных исследовательских учреждения с собственными специалистами, которые могут проводить частные экспертизы, а также одно частное технологическое заведение, которое в принципе может пригласить любого эксперта со стороны. Маловато – при том, что уже в преддверии этих событий в очереди на некоторые экспертные исследования записывались на февраль будущего года!


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Кремле бороздят просторы океана

В Кремле бороздят просторы океана

Дарья Курдюкова

На выставке о Португалии XVI–XVIII веков

0
737
Хайпы и хакатоны поднимут культуру с колен

Хайпы и хакатоны поднимут культуру с колен

Евгения Легкая

На Международном Петербургском форуме центральной темой стало внедрение мультимедийных технологий в сфере искусства

1
1148
На Культурном форуме анонсировали юбилейную программу, посвященную столетию превращения императорских дворцов в музеи

На Культурном форуме анонсировали юбилейную программу, посвященную столетию превращения императорских дворцов в музеи

0
496
Надзиратель против Президента

Надзиратель против Президента

Сергей Анисимов

1
34342

Другие новости

Загрузка...
24smi.org