1
10168
Газета Политика Печатная версия

14.10.2013 00:01:00

Отменяется еще одна инициатива Медведева

Право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям вернут Министерству внутренних дел

Тэги: уголовный кодекс. либерализация


уголовный кодекс. либерализация Владимир Колокольцев усиливает полномочия своего ведомства. Фото ИТАР-ТАСС

Вслед за отменой нулевого промилле и практически решенным вопросом о возвращении  зимнего времени идет под нож еще одна инициатива Медведева. Либерализация Уголовного кодекса в отношении бизнес-сообщества, затеянная с его подачи в 2011 году, уходит в прошлое. В Госдуму внесен президентский законопроект, в соответствии с которым налоговые органы лишаются исключительного права на возбуждение дел по налоговым преступлениям. Эксперты сомневаются в росте налоговых поступлений по результатам нововведения и считают, что этот шаг сделает предпринимателей еще более беззащитными перед силовыми структурами.
В 2011 году, напомним, в Госдуме прошел ряд круглых столов, где широко обсуждались планы либерализации УК в отношении бизнес-сообщества. Более 90% дел, возбуждаемых тогда следователями МВД, касалось преступлений в налоговой сфере. Десятки опытных экспертов занимались правкой законодательства в этой области на площадке президентского Института современного развития (ИнСоР). Тогда и родилась идея, претворенная в закон, – передать право возбуждения дел по налоговым преступлениям Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Сегодня депутаты Госдумы приступят к рассмотрению президентского законопроекта, отменяющего этот порядок. В пояснительной записке к документу сказано, что нынешнее положение дел является «одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел РФ в рамках борьбы с налоговой преступностью».
Возвращение «общего порядка» рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по статьям 198–198,2 УК, сказано в пояснительной записке, «обеспечит комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-разыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение».
Негативной тенденцией назвал появление законопроекта руководитель Всероссийского союза страховщиков, экс-глава Института современного развития Игорь Юргенс. На его взгляд, инициатива полностью противоречит логике и тенденции модернизации экономики, взаимоотношениям между бизнесом и властью и мешает улучшению инвестиционного климата в стране. Эксперт напоминает: когда Медведев вносил пакет законов по декриминализации бизнеса пару лет назад, была проведена большая работа в ИнСоРе; подробнейшим образом проанализировано, по каким составам и по каким поводам в тюрьмах сидит огромное число бизнесменов – против кого возбуждаются эти дела. «Мы никогда не говорили, что предприниматели являются ангелами, – заметил в беседе с «НГ» Игорь Юргенс. – Но как оказалось, что в 80% дел, если не во всех 90% случаев – нет истца, нет пострадавшей стороны? Почему дела возбуждались только по подозрению или по умонастроению следственных органов?»
Проверки и обыски на предприятиях бизнеса станут, вероятно, более частыми.	  Фото РИА Новости
Проверки и обыски на предприятиях бизнеса станут, вероятно, более частыми.      Фото РИА Новости
Многие предприятия становились тогда объектами рейдерства, сведения счетов, субъективных оценок следователей. На последнем Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ говорилось помимо прочего о катастрофическом состоянии правоохранительных органов. На взгляд Игоря Юргенса, именно эта ситуация не позволяет вернуть прежний порядок, при котором следователи вновь будут возбуждать дела по налогам без пострадавшей стороны и без доказательной базы.
Недобор налогов, который беспокоит власти, происходит не по причине бойкотирования отчислений малым и средним бизнесом: «Ситуация осложняется из-за Таможенного союза, из-за поведения нашего казахстанского партнера.
Мы лишаемся значительной части НДС, которую собирает теперь Казахстан на китайском направлении, – и тут удивляться нечему. Мы хотим заткнуть эту дырку путем усиления давления на малый и средний бизнес, что контрпродуктивно». Возникает опасность передела собственности, считает эксперт: «Следует вернуться к парадигме декриминализации бизнеса, которая была разработана в медведевские времена не на ровном месте, а после глубокого анализа с участием большого количества экспертов правоохранительной и судебной систем, а также предпринимателей».
Игорь Юргенс сожалеет о том, что во власть возвращаются силы, способствующие обострению классовой борьбы: «Можно подумать, что среди предпринимателей расплодилось такое кошмарное количество врагов народа, что нужны особые меры…» Все это происходит в унисон с нагнетанием «внешней угрозы», замечает собеседник «НГ» – мол, «империализм сжимает вокруг России железное кольцо», и там тоже надо применять особые меры: «Усиление тренда борьбы с внешним и внутренним врагом, использованное в целях консолидации режима, может привести к изменению психологии нации».
Разделяет беспокойство эксперта декан высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. Она уверена, что если Россия стремится быть цивилизованной страной, то дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться исключительно по результатам проверок налоговых органов: «Все остальные по большому счету к этой процедуре не имеют отношения – полиция предназначена для другого». Кроме того, замечает эксперт, малое количество возбуждаемых дел, на что сетуют авторы законопроекта, объясняется усилившейся коррупцией: «У нас просто коррупционная составляющая переместилась из одного центра в другой. В этом случае лучше не менять закон, а сформировать решения, позволяющие налоговым органам работать более эффективно. Проконтролируйте сами налоговые органы – чтобы не было коррупционной составляющей, и мы получим нормальную систему».
Наметившийся откат от либерализации бизнес-законодательства идет вразрез с интересами государства. Жесткое налоговое законодательство существует и в других странах. Однако следует помнить, что механизм возбуждения уголовных дел в этой сфере будет срабатывать только при условии незаинтересованности силовых структур в искусственном инспирировании процессов или отказа от них. В ином случае мы возвращаемся к практике избирательного регулирования предпринимательства.    

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Виктор Рыбаков 12:57 14.10.2013

Отменяется еще одна инициатива Медведева.А он всё фонтанирует ими и фонтанирует.Что там Козьма Прутков о фонтане говорил?


Другие новости

24smi.org