0
776
Газета Печатное дело Печатная версия

13.07.2005

Когда будет построено государство для человека?

Тэги: Мезенцев, Международное христианскодемократическое движение


Сергей Мезенцев. Международное христианско-демократическое движение. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2004, 511 с.

Книга Сергея Мезенцева - это первое объемное исследование истории и современного состояния международного христианско-демократического движения в отечественной литературе. Это движение, включающее в себя такие составные элементы, как христианская демократия, христианская политика и христианский социализм, представляет собой "совокупность близких по духу партий, союзов, объединений, организаций, групп, общин и отдельных лиц, мировоззренческие установки которых основываются на единстве христианских и демократических принципов и которые следуют соответствующей идеологии и политической практике".

Христианско-демократическое движение рассматривается как одна из политических сил, способных успешно решать стоящие сегодня перед человечеством проблемы. Его лозунг автор формулирует словами: "Любовь. Свобода. Порядок. Справедливость".

Анализ движения начинается с его корней, уходящих в античную демократию, библейские тексты и средневековую философию. Однако его рождение связывается главным образом с борьбой за независимость североамериканских колоний и Великой Французской революцией 1789-1794 гг. Впервые это свершилось в рамках католической социальной философии, но затем вышло за ее пределы. В протестантизме созвучные идеи прозвучали еще на заре его возникновения, но они долгое время затрагивали лишь церковные структуры. Только в ХХ в. они были перенесены в политическую и другие сферы общества. Сложнее дело обстоит с православием. Лишь немногие православные мыслители разделяли и разделяют данную теорию.

К принципам этого движения относятся общее благо, плюрализм, верность христианско-демократическим идеалам, исторический и социальный реализм, мирное существование международного сообщества. Задачи по практическому осуществлению христианско-демократических идеалов нашли свое выражение в учениях Ж. Маритена и Э. Мунье о светской христианской цивилизации.

Лучшим институтом формирования человеческой личности, по мнению представителей христианско-демократического движения, является семья. Она считается первым, естественным и в то же время священным союзом, в который люди вступают в силу необходимости. Один из лозунгов движения - государство для человека, а не человек для государства. Церковь же надмирна и независима от государства, согласно заповеди: "Кесарево кесарю, а Божие Богу". Сотрудничество между ними должно происходить прежде всего в социальной и гуманитарной областях.

Теория социального рыночного хозяйства как составная часть теории международного христианско-демократического движения разработана В. Ойкеном, Ф. Бемом, А. Мюллером-Армаком и др. К основным положениям теории социального рыночного хозяйства относятся этические нормы и методы психологического воздействия, государственно-правовой, экономический, социальный и экологический порядки, справедливый мировой порядок. Главная идея данной теории - создание общества, по возможности свободного от политической и экономической власти. Оно, по сути, должно представлять собой новую форму цивилизации.

Под "духовным кризисом" автор понимает такое существование западного человека и созданных им цивилизации и культуры, для которых присущи упрощенное или неверное понимание сущности человека, господство "одномерного человека", "человека массы", потеря цели и смысла жизни. Экологический кризис объявляется следствием духовного кризиса западной цивилизации. Под "глобализацией" понимается становление многомерного и многоуровневого мира, взаимосвязанного в одних измерениях и гетерогенного в других, которое сегодня под мощным нажимом США зачастую подменяется американизацией (унификацией, стандартизацией).

Применительно к специфике России исследуются причины, препятствующие созданию христианско-демократического движения в нашей стране. С этой целью анализируется русское самосознание. Особое внимание обращается на отрицательные черты русского характера, нашедшие отражение в научной, философской и художественной литературе. Подчеркивается, что нашему обществу свойственны многие нравственные и общественные пороки. Все это испокон веков тяжелым бременем лежит на русском самосознании и препятствует формированию в нашей стране христианско-демократического движения. И продолжается это уже, согласно автору, более 600 лет. Тем не менее автор предлагает ряд мер по оздоровлению духовно-нравственного состояния нашего народа и выводу России из системного кризиса.

Теория международного христианско-демократического движения не привносит в христианство ничего принципиально нового, как ошибочно полагают те, кто употребляет термины "неохристианство" или "христианский реализм". Она привносит в христианство новые методы и формы работы, отвечающие требованиям современности, преподает суровый урок, в частности, нашей интеллектуальной, политической и экономической элитам, стремящимся копировать западный опыт адаптации к "русской почве".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org