0
951
Газета Регионы России Интернет-версия

29.12.1999 00:00:00

Кому достанется тувинская шкатулка?


...В АПРЕЛЕ 1617 года послы тувинского Алтын-хана Шолой Убаши в Грановитой палате Кремля передали русскому царю Михаилу Федоровичу Романову послание с просьбой принять Туву под "царскую высокую руку".

Михаил Федорович после недолгих раздумий повелел: "Так тому и быть", и первый договор о российской протекции над Тувой был подписан в мае того же года.

В начале XVII века тувинцы вымирали от голода, холода, болезней, опустошительных набегов воинственных соседей с юга. К концу XX столетия в республике ситуация сложилась очень похожая. Трансформироваться же она может в требования об отделении от РФ и воссоздании независимого Тувинского государства, существовавшего в 1921-1944 гг.

Чего только нет в тувинских недрах! Здесь и никелевые, кобальтовые руды с высоким содержанием металла. Энергетическим углем, асбестом, фосфоритами буквально напичканы недра чуть ли не всех районов республики.

Имеются здесь месторождения и цинка, свинца, ванадия, меди, хрома, драгоценных и полудрагоценных камней, разведанные несколько веков тому назад. Наконец, колоссальное количество минеральных и геотермальных источников, о целебнейших свойствах которых известно с ХII века. А тувинские гидроэнергетические ресурсы, по запасам которых регион давно занимает одно из первых мест в России? А леса, пушные промыслы?

Петр Чичагов, первый русский географ и путешественник, побывавший с экспедицией в Туве в 1728-1729 годах, в своем отчете Сенату писал: "...Край отсталый, почти лишен сухопутных дорог... Зато много там природных богатств, коими пропитана вся Тувинская земля. Их можно употреблять на пользу местному народу и Державе Российской..."

До сих пор местные власти в унисон взывают к России - пора использовать ресурсы республики. За 1990-1999 гг. разработано около 10 федеральных и региональных программ, предписывающих осваивать разнообразные богатства Тувы. Но денег на них как не было, так и нет. Зато по объемам производства водки и водочных суррогатов республика, по данным Госкомстата РФ, с 1997 г. занимает первое место в Сибирско-Дальневосточном регионе.

Спрос диктует предложение, тем более что с обменом ценнейшей пушнины, древесины, лекарственных трав, рыбы да меда с воском на водку и самогон тувинцы знакомы с незапамятных времен.

А что делать, когда уже не первый год падает промышленное и сельскохозяйственное производство, когда задержки зарплат и пенсий по республике ныне превышают в среднем три месяца?

Попытки гасить зарплатные и пенсионные долги одеколоно-водочными напитками должного успеха не имеют. Между тем такой "спиртобизнес" внутри республики и за ее пределами (то есть там, куда поступает тувинское зелье) местными экспертами оценивается за 1998-1999 годы в 300-400 млн. долл. Деньги эти вряд ли достанутся республике.

До середины 1990-х Тува занимала первое место в РСФСР по числу учащихся в общеобразовательных школах: на 10 тыс. жителей там приходилось свыше двух тыс. школьников. Затем ситуация кардинально и быстро изменилась в этой сфере, и одна из причин - нехватка бумаги.

Бумагу приходится завозить за многие десятки километров - из Красноярского края, Иркутской области. Да и с завозом "напряженка", причем дело не только в высоких транспортных тарифах.

Республика до сих пор не имеет железных дорог! Чтобы из Иркутска попасть в Кызыл по стальной магистрали, нужно сделать "полукруг" почти в 700 километров - до Минусинска, Абакана. А затем на перекладных добираться еще почти 300 км до Кызыла.

Судоходство по низовьям Енисея в Туве ныне ограничивается столичным регионом: "мешает" Саяно-Шушенский гидрокомплекс. По местным аналитическим оценкам, республика ежегодно теряет сотни тысяч рублей из-за отсутствия железных дорог, невозможности сквозного судоходства по реке. Да и современными автодорогами Тува небогата: ее северо-восток, недра которого "пропитаны" разнообразным промышленным сырьем, и почти все приграничье с Монголией и Республикой Алтай лишены асфальтированных шоссе - лишь грунтовые дороги, превращающиеся едва ли не в месиво в плохую погоду.

Транссиб проложили севернее Тувы, а железную дорогу Кызыл-Минусинск (почти 300 км) так и не построили, хотя планировали. С остальной Россией, точнее с Красноярским краем, республика соединена, по существу, одним современным шоссе Кызыл-Минусинск-Абакан да автострадой Кызыл-Ак-Довурак.

Складывается впечатление, что центральные российские власти "боялись" индустриализации тувинской экономики, а потому сохраняли ее в качестве сырьевого придатка сибирской промышленности да еще надежного поставщика дешевой рабочей силы.

Осенью 1944-го Сталин решил, что тувинская независимость, хотя и весьма призрачная, затянулась. Кремль в октябре 1944-го присоединил Туву к СССР в качестве автономной области, а к весне 1945 года "избавил" ее от авторов упомянутых идей, как и от лиц бывшего партийно-государственного руководства.

Лишь в октябре 1961-го она стала автономной республикой, с чем и пришла к распаду СССР.

Экономика Тувы была и пока остается сырьевой. Уровень переработки собственного разнообразного сырья, по оценкам местной статслужбы, не превышает в среднем 20%, что лишь на 5% больше уровня 1944 г.

Экономический спад в республике не приостановлен, и похоже, такая тенденция в большинстве ее отраслей стала необратимой.

Плюс к тому - ценнейшие рыбные ресурсы озера Убсу-Нур (на тувинско-монгольской границе), как и пушной промысел на его берегах, с 1991-1992 годов отданы на откуп браконьерам да перекупщикам.

Лишь считанные тонны потребительской продукции производятся на месте - в частности, промышленной лесопродукции, однако вывоз лесного сырья и его полуфабрикатов из Тувы не уменьшается. Та же ситуация и в текстильной, пищевой отраслях.

Немногим лучше обстоят дела в сельском хозяйстве. Растениеводство в Туве практически прекращено - из-за растущей нехватки кадров, техники, топлива и ГМС, наконец, целевых капиталовложений и надежного транспортного обеспечения. Почти все ее сельхозпредприятия в долгах - федеральному и местному бюджетам, "внутренним" поставщикам, внешнеторговым организациям.

По статистическим данным за январь-август 1999-го в республике сократилось поголовье крупного рогатого скота. Обратная сторона медали - рост забоя скота.

Но прямые поставки мяса и шерсти между районами Тувы и в соседние территории РФ почти отсутствуют. Потери Тувы от "посредничества" только в сфере торговли агротоварами за год составляют минимум 20-25 млн. долл.

Правда, растет в республике надой молока, увеличилось и поголовье домашней птицы, изготовление птицепродуктов.

Скотоводство остается исторической основой экономики, да и самой жизни большинства тувинцев. Поголовье крупного и мелкого рогатого скота в Туве значительно выросло. Так что не зря местная пресса подчеркивает: мясо-шерстное животноводство способно оздоровить национальную экономику.

Республика участвует в "Сибирском соглашении" и, в частности, в его экономических проектах в Монголии: кроме периода 1938-1940-х годов, действовал льготный режим перегона скота на пастбищах по обе стороны тувинско-монгольской границы. С распадом СССР и сменой политического строя в Монголии соответствующие документы утратили силу, а новые до сих пор не разработаны. Такая ситуация наносит ущерб не только животноводству, но и внешнеэкономическим связям Кызыла и Улан-Батора.

По словам председателя парламента (Верховного Хурала) Тувы Кандыр-оола Бичелдея, нужна современная правовая база для тувинско-монгольских отношений, и не только в сфере экономики.

В 1998 г. подписано Соглашение о торговле и сотрудничестве Монголии с "Сибирским соглашением", предусматривающее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, снижения таможенных (торговых) и транзитных тарифов, упрощенный порядок пересечения российско-монгольской границы для хозяйственных нужд, в том числе в сфере скотоводства. По оценкам Министерства торговли и инвестиций Монголии, согласованные нормативы по этим вопросам будут представлены на утверждение обеим сторонам не позже лета 2000 г.

Что касается межнациональных отношений, пока они в Туве стабильные. Во многом потому, что социально-экономический кризис в республике впрямую касается ее граждан любой национальности. Нет здесь проявлений и конфессиональной нетерпимости, хотя вплоть до 1980-х годов Москва третировала ламаизм и его служителей, несмотря на то что свыше 90% тувинцев исповедуют эту религию.

Однако, по мнению Мартан-оола, ведущего специалиста Кызылского Института гуманитарных исследований, межэтническая обстановка может осложниться: ведь с 2001 г. во всех тувинских школах преподавание переведут исключительно на тувинский язык (согласно закону Тывы 1991 г. "О языках в Тувинской АССР). Правда, для этого пока нет кадров и денег, но зарубежная диаспора уже помогает реализации этой идеи. Тем не менее в "городах еще господствует русский язык. Нужно соблюдать баланс русского и тувинского, но последняя перепись населения (1997 г.) показала, что число владеющих русским уменьшается. Качество же его преподавания ухудшилось". Такая тенденция, как считает Мартан-оол, благоприятна для тувинских шовинистических групп в самой республике и зарубежье, ибо работает на замыслы полного ее отделения от России.

...Пожалуй, прав тувинский президент Шериг-оол Ооржак: "Все богатства Тувы - не только предмет восхищения, но и скрупулезного расчета инвестиционных проектов по развитию промышленности, животноводства, здравоохранения, туризма. Время их реализации еще впереди..."

Пока нет оснований утверждать, что федеральный Центр намерен "возвратиться" в тувинскую экономику. Ресурсный же потенциал Тувы - если иностранные, в том числе соседние (китайские, корейские, монгольские) инвесторы сочтут выгодными крупные в него вложения - может стать основой дальнейшего отдаления этого стратегически важного региона от России.

В 1998-м и 1999 гг. российские и зарубежные СМИ сообщали, что разрабатывается проект объединения Тувы и Бурятии в некую федерацию или конфедерацию - в зависимости от результатов планируемого референдума по этому вопросу. В Тувинском представительстве в Москве отказались подтвердить или опровергнуть такую информацию, сославшись на то, что многие сотрудники представительства в отпуске...

Итак, "панмонгольская идея" вовсе не канула в небытие?

Кызыл-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
161
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
282
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
387
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
295

Другие новости