0
2519
Газета Регионы России Печатная версия

19.11.2012

Красноярские власти реанимируют сталинский проект

Тэги: красноярск, дороги


Руководство Красноярского края предлагает вернуться к сталинской идее строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Об этом говорится в опубликованном в минувшую пятницу проекте «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года». По мнению авторов документа, без развития транспортной инфраструктуры дальнейшее эффективное освоение северных районов Сибири в ближайшее время затормозится, поэтому, несмотря на огромные затраты, СевСиб строить необходимо.

«Строительство СевСиба позволит создать инфраструктурные условия для развития экономики Сибири и формирования Северного пояса экономического развития страны, будет способствовать разгрузке Транссибирской железнодорожной магистрали при исчерпании ее пропускной способности, а также обеспечению транспортной безопасности России, – обосновывает красноярская власть эту идею. – В границах Красноярского края СевСиб станет ключевым элементом транспортной системы зоны развития Нижнего Приангарья».

Впервые о строительстве железнодорожной магистрали через северные районы страны заговорили в середине 40-х годов прошлого столетия. Предварительное решение о сооружении магистрали было принято Совнаркомом СССР в декабре 1945 года. Автором идеи был Иосиф Сталин. СевСиб собирались проложить до Якутска и Уэлена (Чукотка) и с помощью паромного комплекса через Берингов пролив выйти в Северную Америку. Первый этап – строительство магистрали Салехард–Игарка протяженностью 1263 км – начался весной 1947 года. Основной контингент строителей (80%) поставлял ГУЛАГ. До 1953 года было проложено 900 км трассы, построены три моста с железобетонными опорами. После кончины диктатора строительство было заморожено.

Вновь об этом проекте вспомнили через полвека. В 2005 году в северные районы Красноярского края состоялась экспедиция ученых Московского государственного университета путей сообщения, которая изучала, насколько реально возродить строительство заполярного Транссиба. Судя по тому, что этот проект вошел в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, а также в стратегию развития Сибири, принятую в 2010 году, федеральная власть сочла эту идею вполне разумной. Магистраль должна пройти через Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую область, Красноярский край и Иркутскую область, с выходом на БАМ.

Правда, в середине 2000-х годов было немало скептиков, сомневающихся в целесообразности реанимации этого проекта. Так, в 2005 году в беседе с автором этих строк тогдашний губернатор края Александр Хлопонин заявил о своем отрицательном отношении к строительству железнодорожной магистрали на Севере. «Во-первых, слишком большие затраты – один километр железной дороги обойдется минимум в 10 миллионов долларов. Это Сталин мог позволить себе рабский труд заключенных, у нас сейчас все-таки другая историческая ситуация. Во-вторых, непонятно вообще, для чего она нужна. Население с Севера уезжает. Если говорить о грузоперевозках, то придется считать норму рентабельности. Сильно сомневаюсь, что эта дорога когда-нибудь окупится. Вижу только один потенциальный плюс в этом проекте: если использовать дорогу как альтернативу Северному морскому пути. Но тут нужно все очень тщательно считать и взвешивать». Правда, уже в 2007 году на одном из заседаний Госсовета Хлопонин уже лично презентовал этот проект руководству страны.

По мнению наблюдателей, сегодня эта идея не так уж и утопична. «Стране нужен постоянный транспортный доступ к кладовым Сибири, поэтому в проекте СевСиба заинтересовано не только руководство Красноярского края, но также федеральный Центр и ведущие нефтегазовые компании страны. Поэтому он может получить политическую поддержку в Москве, – подчеркивает политолог Андрей Копытов. – Ключевой вопрос – поиск финансовых источников для его реализации. Никто в одиночку строительство СевСиба не потянет. Для этого могут быть задействованы не только федеральный и региональный бюджеты. Наверняка не обойтись без подключения к нему крупных корпораций, которые планируют развиваться за счет освоения северных месторождений России».

Красноярск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Терминал 2 аэропорта Красноярск открылся после реконструкции

Терминал 2 аэропорта Красноярск открылся после реконструкции

0
704
Юбилейная тонна Ванкора

Юбилейная тонна Ванкора

Владимир Полканов

Современные технологии помогают "Роснефти" активно осваивать Сузунское месторождение

0
869
Участники универсиады будут перемещаться по Красноярску на микроавтобусах "ГАЗель NEXT"

Участники универсиады будут перемещаться по Красноярску на микроавтобусах "ГАЗель NEXT"

0
960
Фото недели. Первые медали Универсиады – у российской сборной

Фото недели. Первые медали Универсиады – у российской сборной

0
939

Другие новости

Загрузка...
24smi.org