5
12027
Газета Регионы России Печатная версия

06.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Остров Крым в океане проблем

Все как в Большой России – дураки и дороги

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – историк, писатель.

Тэги: крым, курортный сезон, прогноз, экономика, дороги. аэродромы, керченский мост, инфраструктура


Начался третий курортный сезон русского Крыма. По некоторым прогнозам, в этом году там отдохнет как минимум на 20% больше россиян, чем в 2015-м. Но все ли в Крыму соответствует бравурным сообщениям наших СМИ? К блокаде и санкциям Запада Россия привыкла уже в течение последних 800 лет. Однако и при царях, и при комиссарах были две куда более страшные беды – дураки и дороги.

Начну с дорог. После установления Украиной блокады главным путем в Крым стал воздушный. Но не мало ли для Крыма одного аэропорта в Симферополе? И дело не только в его перегрузке. Добираться на такси из аэропорта до Севастополя из-за пробок два–три часа. До Керчи – еще больше.

К 1990 году в Крыму функционировало около 10 аэродромов, где базировались стратегические бомбардировщики. Их забросили, но ВПП целы. Только в черте Севастополя имелось два аэродрома – Мыс Херсонес и Бельбек. К 2014 году из Бельбека летали гражданские борта в десятки городов РФ и Украины. Риторический вопрос: неужели за 2,5 года нельзя было ввести в строй хотя бы еще два–три аэродрома?

Министр транспорта РФ Максим Соколов обещал завершить все строительные работы по Керченскому мосту к 16 декабря 2018 года. Предположим, так и будет. Но сколько месяцев или лет займут доделки моста? Вспомним мост на остров Русский. Пока нам никто не объявил, сколько будет стоить проезд по Керченскому мосту.

Вопреки обещаниям Керченский мост не может заменить коммуникации, существовавшие до 2014 года. Тогда на полуостров шли две железные и две шоссейные дороги – на северо-западе через Армянск и на северо-востоке через Арабатскую стрелку. А о шоссейной дороге через Красноармейск я даже не упоминаю. Плюс Керченская переправа. А с 2019 года весь поток автомобильного транспорта пойдет по узенькому шоссе Керчь–Феодосия. Уже сейчас огромные пробки на шоссе Симферополь–Феодосия и Феодосия–Керчь.

Со времен Екатерины II до 1914 года большинство людей приезжали в Крым морем. При царях и комиссарах между портами Кавказа, с одной стороны, и Феодосией, Ялтой и Севастополем, с другой, в течение 150 лет курсировали многие десятки пассажирских и транспортных судов от огромных лайнеров типа «Иван Франко» до небольших прогулочных судов. Так, в 1960–1980-х годах между Сочи и Ялтой регулярно ходили суда на подводных крыльях. Время в пути – около шести часов.

Ну а сейчас впервые за 180 лет нет никакого пассажирского сообщения между Крымом и Кавказом, если, конечно, не считать керченских паромов.

От дорог перейдем к другой национальной беде – к дуракам.

Инфраструктурой Крыма в последние два года почти никто не занимается. О бедах Крыма можно написать целую книгу. Например, время прибытия скорой в Севастополе – увеличилось в два–три раза. Цены на продовольствие на севастопольских рынках возросли в четыре раза. Так, говяжья вырезка стоит свыше 1000 руб.

И в такой весьма сложной обстановке наблюдается массовое нашествие людей в Крым на ПМЖ. Давайте четко разграничим отдыхающих и людей, приезжающих на ПМЖ. Первых можно назвать донорами, а вторых – вампирами. «Дикие» отдыхающие среднего класса останавливаются в пансионате или частном секторе, почти ежедневно ходят в ресторан, дельфинарий, музеи, катаются в горах на джипах и осликах и т.д. и т.п. Такой отдыхающий оставляет за день в Крыму от 2 до 20 тыс. руб. Зато в медучреждение он обращается в крайне редком исключительном случае и уж совсем не пользуется детсадом, школой, вузом, не получает пенсию в Крыму и т.д. Это все потребляют «вампиры». Причем «вампир» может быть и новым русским. Купил под виллу реликтовую рощу в Ласпи и приезжает туда на несколько дней в году. Зато его вилла успешно потребляет электроэнергию, газ, воду, которых так не хватает крымчанам.

В Крым рвутся сотни тысяч пенсионеров, женщин с детьми, беженцев из Украины и т.п. Подавляющее большинство из них и не планирует работать в Крыму. А ежели кто и захочет, то в Крыму тотальная безработица. Маленький пример. Родственник моих знакомых в Севастополе, первоклассный программист с университетским образованием, устроился работать на 16 тыс. руб.

Ялте и Севастополю грозит участь подмосковного Одинцова. Я с детства помню, какие там были красивые дачи и деревянные особняки конца XIX – начала ХХ века. Сейчас там тысячи бетонных коробок. По числу жителей на квадратный километр Одинцово переплюнуло Шанхай, который всегда был символом перенаселенности.

Но у Ялты и Севастополя по сравнению с Одинцовом есть принципиальное отличие. В Одинцове поселились десятки тысяч чиновников, преподавателей, врачей и всяческого «офисного планктона», работающего в мегаполисе Большая Москва. А в Крыму, повторяю, безработица. Севастополь на 60% дотационный город. Сейчас там 350 тыс. жителей, а воротилы строительного бизнеса обещают в течение нескольких лет застроить город 30-этажными небоскребами и довести его население до миллиона. Понятно, что из 650 тыс. новых жителей практически все будут «вампирами».

А сколько тысяч чиновников перебралось в Севастополь из Центральной России! Всех так и тянет к морю...

Уже 5 мая 2014 года совет Русского географического общества единогласно решил создать новое отделение в Севастополе. Проконсультироваться с севастопольским Законодательным собранием им даже в голову не пришло. И вот уже оное общество захватило парадные ворота Севастополя – Константиновскую батарею, а заодно и батареи № 6 и № 5 конца XIX века. На месте, где 75 лет находятся знаменитое Нахимовское училище и несколько батарей советского и царского времени, планируют разместить отделение пансиона воспитанниц МО РФ. Что же, во всей огромной России не нашлось места для пансиона благородных девиц?

На месте музея-заповедника «Херсонес Таврический» и береговых батарей № 13 и № 14 планируется построить паломнический центр и т.д.

Запрет на митинги на площади Нахимова, наезды на предприятия неугодных губернатору людей, как, например, на лучший севастопольский ресторан «Остров», будоражат город. Неужели не ясно, что терпение крымчан и севастопольцев не безгранично? Москва два года требует дать особый статус Донбассу. А что, если население потребует особого статуса Крыму, по которому, к примеру, нельзя будет посылать на воеводство отставных адмиралов?


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(5)


Андрей Викторович 10:41 06.06.2016

Почему "вампиры".? В Крыму иностранные слова объявлены спикером Константиновым нецензурными (также озвучена идея отказаться от преподавания английского языка). Так что надо писат "упыри".

Сергей Селландер Андрей Викторович 19:13 06.06.2016

Лучше "кровососы"! Крымчане - кровососы. Это круто.

Сергей Леонтьев 22:00 06.06.2016

"...До Керчи – еще больше..." - счаз, за такси не скажу, а прошлым летом, на своей машине, в три часа железно укладывался, и даже немного меньше. Пробки конечно бывали, но в том году трассу "Симферополь-Керчь" (Р23) ремонтировали же. В прочем, это не единственная дорога, по объездам всего на 50 км дальше.

Сергей Леонтьев 22:10 06.06.2016

"...за день в Крыму от 2 до 20 тыс. руб...«вампиры»..." - хм, интересный взгляд на экономику Крыма. Заметим пару интересных фактов: во-первых, 7% туристов на крымских курортах это сами крымчане и, во-вторых, в лучший 1989 год при СССР на крымских курортах отдохнули 8,3 млн, в среднем 20 дней. Таким образом, даже в лучшие советские годы отдыхающие тратили всего 80 дневных расходов на каждого жителя Крыма в год, что Крымстат (ЦСУ СССР, Укрстат, Росстат) и подтверждает - 20-35% процентов ВРП Крыма.

Сергей Леонтьев 22:13 06.06.2016

"...Родственник моих знакомых..." - да уж, дороги, которые не ремонтировали четверть века (кроме трассы Харьков-Алушта имени Януковича) чинят, уже многие починили. А вот с "дураками", на примере Александра Борисовича Широкорада, у нас пока беда :(



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Договоренности Путина и Эрдогана "спасли" курс рубля

Договоренности Путина и Эрдогана "спасли" курс рубля

Игорь Субботин

Проблема боевиков в Идлибе ляжет на плечи РФ и Турции

0
1089
В домохозяйствах почувствовали неладное

В домохозяйствах почувствовали неладное

Анатолий Комраков

Средний чек повседневных покупок сокращается пять месяцев подряд

0
1651
Россия останется импортером продовольствия до 2050 года

Россия останется импортером продовольствия до 2050 года

Михаил Сергеев

Изменение климата поможет РФ увеличить сельскохозяйственный экспорт

0
1150
Российский Гиппократ

Российский Гиппократ

Игорь Шумейко

Его пациентами были Дмитрий Менделеев, Николай Некрасов, Петр Чайковский и Отто фон Бисмарк

0
891

Другие новости

Загрузка...
24smi.org