2
3544
Газета Наука Печатная версия

07.02.2018 16:13:00

Американская ракетная тройка отправила к астероидам электромобиль

Илон Маск и его компания SpaceX вновь потрясли всю мировую космическую отрасль

Тэги: falcon heavy, маск, spacex, tesla, ракетаноситель

On-line версия

falcon heavy, маск, spacex, tesla, ракета-носитель Почти невероятный до недавнего времени кадр – одновременное приземление двух ступеней ракеты-носителя. Фото Reuters

Выведенная на орбиту тяжелой ракетой-носителем Falcon Heavy полезная нагрузка покинула поле земного притяжения и начала движение к поясу астероидов по гелиоцентрической орбите, сообщил владелец компании SpaceX Илон Маск. Запуск прошел со стартовой площадки Космического центра имени Джона Кеннеди (США) во Флориде, с которой 16 июля 1969 года к Луне отправилась миссия «Аполлон-11», высадившая впервые в истории человека на поверхность другого космического тела.

Американский венчурный предприниматель Илон Маск, как надеются многие эксперты, может наконец-то дать новый существенный импульс развитию космонавтики. А для начала он в качестве полезной нагрузки  отправил свой собственный электромобиль – красный Tesla Roadster с манекеном за рулем. Во время полета в машине будет звучать песня Дэвида Боуи «Space Oddity».

Глава SpaceX объяснял, что считает скучным утяжелять ракеты бетонными и стальными блоками, поэтому решил положить в ракету «нечто необычное». Эта музыка будет вечной буквально. «Автомобиль удалится от Земли примерно на 400 млн км и будет лететь со скоростью 11 км в секунду, – сказал Маск. – По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть даже более миллиарда лет».

Помимо важного мировоззренческого значения – даже философского, – этот запуск тяжелой ракетой-носителем Falcon Heavy имеет и далеко идущее техническое, технологическое, научное и даже политическое значение. Ракета представляет собой три ракеты Falcon 9, которые уже давно использует SpaceX, скрепленные друг с другом. Всего в этой связке 27 двигателей Merlin.

Добиться согласованной работы такого количества сложнейших инженерно-технических устройств – само по себе огромное достижение. Например, советская тяжелая ракета-носитель Н1, создаваемая в конце 1960-х годов в рамках отечественной лунной программы, имела 30 двигателей. Четыре попытки вывести ее на орбиту окончились неудачей. А Илон Маск и SpaceX уже разрабатывают ракету под названием BFR с 31 двигателем.

70-метровая ракета Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 т груза. Для сравнения: отечественный Протон-М рассчитан на 23 т полезной нагрузки, европейский носитель Ариан 5 ES – на 21 т. Но и это еще не самое главное.

После успешного выведения капсулы с Tesla Roadster на расчетную орбиту боковые ускорители Falcon Heavy сели обратно на Землю на специальные посадочные площадки. Причем почти одновременно. Напомним, что 22 декабря 2015 года одиночный носитель Falcon 9 стартовал с мыса Канаверал с 11 спутниками на борту. В расчетное время многоразовая первая ступень отделилась от ракеты-носителя и впервые в истории успешно вернулась на Землю, совершив вертикальное приземление. «Многоразовость первой ступени ракеты-носителя при ее массовой реализации в данном проекте приведет к экономии материалов, времени и средств. На полном жизненном цикле это может снизить стоимость от 10 до 30% (оценка), что даст новый импульс и для развития всей частной космонавтики», – подчеркивает космонавт-испытатель, профессор, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Сергей Кричевский.

И вот буквально через два года – уже серьезная заявка на полноценное участие в космической программе США. «Запуск Falcon Heavy может поставить космическую программу США в неудобное положение, – приводит Би-би-си слова эксперта космической консалтинговой компании Euroconsult Рэйчел Виллайн. – Хотя Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), несомненно, найдет много применений этой ракете, агентство также разрабатывает свою собственную сверхтяжелую ракету».

Проблема – как для НАСА, так и для Конгресса США – состоит в том, что на разработку Space Launch System (SLS) понадобится еще несколько лет. Более того, каждый запуск SLS скорее всего будет стоить около миллиарда долларов. Илон Маск утверждает, что запуск его ракеты обойдется всего в 90 млн.

Естественно, что такие фундаментальные изменения в американской космической политике не могут не вызвать реакции в глобальном масштабе. Достаточно сказать, что с 1957 года по настоящий момент эффективность вывода на орбиту (отношение полезной массы космического корабля к его общей стартовой массе) выросла с 3,7 до 4,1%. То есть более чем за 50 лет космической эры прогресс по этому показателю составил около 0,4%. Поэтому нынешнее достижение компании SpaceX Илона Маска, как надеются многие наблюдатели, может наконец-то дать существенный новый импульс развитию космонавтики.

И тут, конечно, невозможно не вспомнить, что уже более 20 лет в России бьются над созданием сверхтяжелого носителя «Ангара». «Это немыслимо долго, – отмечали эксперты на заседании семинара в Институте истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН как раз накануне запуска Falcon Heavy. – Мировая практика – два-три года, а во времена Королева и меньше чем за год. Конечно, ракеты тогда были проще. Тем не менее 20 лет – такого примера в истории ракетной техники нет».

Остается добавить, что злоключения российского «сверхтяжа» – это яркий пример турбулентности отечественной космической политики после распада СССР. Сталкиваются интересы разных организаций, разных ведомств при полном отсутствии идей о том, что, собственно, мы собираемся выводить на орбиту такой ракетой.




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Владислав Безруков 19:31 07.02.2018

20 лет разработки "Ангары"! Это сколько же начальников 20 лет "эффективно руководили? Сколько денег распилили?

Андрей 22:49 07.02.2018

Хочется спросить, а зачем? Малознающий америкос, да и другие стремящиеся в космос, хоть раз задавали себе вопрос, а зачем?. Обратимся к восточной мудрости. "Лама Царинпоче еще 100 лет назад, при попытках покорить Эверест, говорил: "зачем принимать столько трудов в земном теле. Не проще ли побывать там в духе?" Ламы легко выделяют астральное тело, которому, конечно, любая высота не является препятствием." Из книги Н.Рериха Шамбала. Сердце Азии.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вольному воля. Сергей Полунин выступил в Москве

Вольному воля. Сергей Полунин выступил в Москве

Наталия Звенигородская

0
1569
Telegram-каналы о регионах, где в сентябре пройдут выборы

Telegram-каналы о регионах, где в сентябре пройдут выборы

0
1114
Корпорация TESLA  может стать банкротом уже в марте

Корпорация TESLA может стать банкротом уже в марте

0
833
Социологи нашли "скрытый" учебный план  для дошкольников

Социологи нашли "скрытый" учебный план для дошкольников

Елена Герасимова

Правильно ли насаждать с малых лет маскулинность и феминность

0
2192

Другие новости

Загрузка...
24smi.org