Сочинение в школе, конечно, необходимо. Вопрос – как снова приучить к этому и учителей, и учеников.
Фото ИТАР-ТАСС
2 октября во время заседания президентского Совета по культуре и искусству президент РФ Владимир Путин обратился к теме школьного сочинения как инструмента оценки знаний и главной составной части школьного преподавания литературы. Он назвал вопрос о выпускном сочинении «очень важным». Разговор об этом на президентском Совете начал кинорежиссер и руководитель киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Чуть позже президент поручил правительству проработать вопрос возвращения школьных сочинений в школьные программы. Согласно поручению, до 1 марта 2014 года правительству необходимо принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего образования, «исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы». Эти меры, сообщается в поручении, «должны включать учет при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения». Вполне возможно, что полноценные школьные сочинения могут быть введены уже весной 2014 года.
Российская школа живет без сочинений уже пять лет. Вместо них в обязательном ЕГЭ по русскому языку присутствует эссе – примерно 150 слов на заданную тему. Как правило, нравоучительный рассказ кого-то из современных писателей или публицистов. То есть полстранички текста, чтобы доказать, что ты умеешь рассуждать, грамотно и внятно излагая свои мысли. В ЕГЭ по литературе сочинение осталось, но на строго заданную тему. К тому же оно далеко не единственное задание, и его вес в общей оценке не так уж велик.
Этим летом вице-президент Российской академии образования Борис Фильдштейн представил в Российском книжном союзе большой доклад, посвященный современным детям. Исследования психологов и педагогов шли с 2008 года. Выяснилось: за эти годы у будущих первоклашек резко снизились когнитивные способности. Иными словами – восприятие, мышление, логика, память. Дети перестали быть такими любознательными и активными, как их сверстники 20 лет назад. У 40–60% детсадовцев в зависимости от региона наблюдаются нарушения речевого развития, почти у всех дошкольников – плохая мелкая моторика, из-за чего держать правильно авторучку и красиво писать в начальной школе могут единицы.
Исходя из этого получается, говорят психологи, что на уроках литературы в одних классах нужно начинать с чтения книг вслух, в других – с занятий серьезными филологическими исследованиями. При этом все-таки важно понять, что понимается под словом «проект» школьного сочинения. Причем всем и как можно быстрее.