0
1761
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.12.2006 00:00:00

Зубья о двух концах

Олег Лекманов

Об авторе: Олег Лекманов - профессор МГУ и РГГУ.

Тэги: деревня


деревня Настоящий хозяин в российской деревне – пока такая же диковина.
Пьетро Лонги. «Носорог». 1751г.

Прошлым летом мы с друзьями отдыхали в глухой деревеньке близ северного Лекшмозера. Купались, пытались ловить рыбу, загорали, отчаянно отбивались от комаров и слепней, а по вечерам, под жесткую лекшмозерскую водочку и копченого леща, как водится, предавались яростным и вполне бессмысленным спорам.

Экстремальный туризм и экстремальный труд

Копченым лещом за более чем разумную плату снабжал нас хозяин дома (который мы снимали) – высокий, жилистый и остробородый Александр. Вообще хозяйство у него было внушительное, особенно на фоне практического отсутствия этого самого хозяйства у остальных жителей деревни: две коровы (которых они с женой ежевечерне доили, а молоко опять же перепадало нам), лошадь (на ней катались наши дети), большой огород. Еще были баня, лодка, крючки, сетки с удочками и старый, но надежный «уазик».

Как-то вечером, когда мы все кто в лес кто по дрова горячо толковали о праве наследников публиковать дневники и письма своих выдающихся родственников, рядом как раз очутился Александр. После непродолжительных уговоров он подсел к столу и выпил. Признаюсь, скорее из вежливости мы спросили, каков его взгляд на предмет спора. Он пожал плечами и сказал, сильно окая:

– Что ж, бывает, детей и не спрашивают. Вот дневники Грэма Грина напечатали, а сыну-то его ни копейки не заплатили┘

– ???!

– Простите, а где вы об этом прочитали?

– А сын Грина два года назад у меня отдыхал, сам и рассказал, – флегматично ответил хозяин дома.

После паузы, которая потребовалась нам для того, чтобы хотя бы приблизительно осмыслить информацию, выяснилось, что у Александра регулярно гостят англичане и шведы. Что жена его специально ездила в Швецию, Норвегию и Финляндию обмениваться опытом с тамошними фермерами и учиться, как лучше принимать «экстремальных» туристов, что включать в ассортимент услуг. Подчеркиваю, что речь идет о маленькой деревне в 60 километрах от глухой железнодорожной станции, где школу посещают что-то около двадцати детей, а взрослое мужское работоспособное население можно пересчитать по пальцам. Чтобы пересчитать неспившихся мужчин – пальцев и на одной руке было бы много. Разумеется, все это население относилось к нашему хозяину с обычной, увы, смесью зависти и ненависти.

После всего, что выяснилось, мы, конечно, не отставали от Александра и задали ему, в числе прочих вопросов, обычный: вот у него получилось, а получится ли у всех нас? Александр, ответив, что надо просто работать – и все потихоньку изменится, добавил неожиданно:

– Вот что я обычно рассказываю, когда меня спрашивают про разницу... Про нас и про них. Больше всего жену в Швеции заборы удивили. Острые зубья у нас смотрят вверх, чтобы, если кто полезет, напоролся. А у них вниз – чтобы, не дай бог, ничего не случилось.

Историческое наследие

В близком соседстве от нас жили тоже москвичи – симпатичные такие молодые ребята. Только, в отличие от нас, они не бездельничали, а восстанавливали деревянную церковь в нескольких километрах от Лекшмозера. Вставали и ложились рано, ходили по поселку сплоченной группой, как стемнеет, сидели у костра. Однажды мы после вечернего купания попросились к этому костру погреться. Слово за слово – сначала про рыбалку, потом про то, что из-за жары и сухости грибов в этом году ожидать, увы, не приходится, а потом, наконец, кто-то из нас спросил про реставрацию. Александр нам говорил, что проводится она на деньги все тех же шведов.

Некоторый белобрысый паренек хотя и признал этот факт, но не преминул заметить:

– Они потом обязательно счет предъявят. Всю Россию хотят к рукам прибрать!

– Я бы, – тут же сообщила скромная девочка со светлым лицом, – я бы за границу никогда, никогда не поехала. Нет.

– Знаете, – подхватил молодой человек постарше и посуровее, – какая история тут с одним немцем приключилась? Приехал он в Карелию, туристом, посмотрел на наши храмы и на природу. И в конце концов сказал своему руководителю группы, чтобы они все обратно в Германию ехали, а он сам здесь останется. Потому что нет на земле лучше страны, чем Россия!

Мы сообразили, что в дипломатических целях надо срочно менять тему. Стали расспрашивать молодых людей, где они учатся. Выяснилось, что в православном институте. Мирное течение беседы, впрочем, установилось ненадолго. Буквально сразу же мы узнали об этом институте, что там – цитирую дословно – одни евреи. Началось все с двух преподавателей, но очень скоро, конечно, они своих за собой потянули... Один предложил дипломантке в качестве темы «Рождественский романс» Бродского. Преподавателю, конечно, все равно. Но Бродский про Рождество, Рождество Христово!

Почему-то эту информацию необходимой для нас счел носатый темноволосый мальчик. Про него перед этим, рассказывая о бюрократических трудностях с какими-то аттестатами в православном институте, другая реставраторша сообщила, что он взял фамилию жены (отчего бюрократические трудности и возникли).

Честное слово, я ничего не придумал. И разумный Александр, и неумные юноши и девушки повстречались нам прошлым летом. Всего полтора года назад. Образы возникают в связи с этой историей какие-то однотипные. То ли наполовину полный – наполовину пустой стакан. То ли (не)сообщающиеся сосуды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
2000
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
961
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4703
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3635

Другие новости