0
3374
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.07.2011 00:00:00

Исчезающая раса

Владимир Скосырев

Об авторе: Владимир Александрович Скосырев - обозреватель "НГ".

Тэги: индия, англия, история, общество


индия, англия, история, общество Путь к знаниям часто бывает тернистым.
Фото Reuters

В сорок с небольшим лет мисс де Мелло сохранила стать и выправку классной дамы, воспитанной в духе традиций английской частной школы. Худощавая, высокая, со строгим взглядом преподавателя, привыкшего к тому, что ученики слушаются ее беспрекословно. Малолетки (а в школе, созданной де Мелло, занимались ребятишки от четырех до восьми лет) должны были привыкать к дисциплине. Не слушаешь внимательно или сбиваешься со счета, называя цифры по-английски, – можешь получить линейкой по руке. Один парнишка, сын работника советского учреждения в Индии, был от этого наказания в восторге. «Мне, – говорит, – отец так ремнем не втянет, как училка».

О политкорректности или защите прав детей тогда в первой стране социализма мало кто слышал. Но не каждого ребенка дома растили в строгости. Несколько русских жаловались и заставили-таки родителей забрать их из школы. Это стало неприятным сюрпризом для директрисы. Меньше учеников – меньше доход. Но пойти на уступки жалобщикам мисс де Мелло не позволяли принципы. Ведь ей самой когда-то доставалось от английских наставников. Она была убеждена: без дисциплины толку от учения не будет.

Супруг строгой директрисы Мелвилл в отличие от нее был жизнелюб и весельчак. К тому же его в Дели многие знали. Мелвилл тогда работал комментатором радио Индии.

То есть супруги занимали видное положение в обществе. Хотя после ухода британцев из Индии положение англоиндийцев (к этой категории граждан республики и относились де Мелло) стало неблестящим. Кто такой англоиндиец? Это человек, предки которого по отцовской линии были либо британцами, либо представителями другой европейской национальности. В колониальное время англоиндийцев называли то полукровками, то черно-белыми, то 8 анна (в рупии было 16 анна). Их община насчитывала от 300 до 500 тыс. человек. Большинство мужчин работали на железных дорогах (отнюдь не на низших должностях) или в государственных учреждениях. Власти построили для них города у железных дорог, где выросла самобытная культура англоиндийцев.


Дальние родственники англичан в Индии живут лучше, чем «сыновья земли».
Фото Reuters

В 1970-е Индию должен был посетить Эдвард Хит, глава правительства той самой страны, чьи солдаты и чиновники оставили после себя в бывшей колонии целую этническую общину, не смешивавшуюся с индийцами, общавшуюся друг с другом исключительно по-английски, а не на хинди или других индийских языках. Для нас, советских репортеров, работавших в Индии, визит премьер-министра Англии был любопытной темой. Ведь Индия считалась опорой Советского Союза в третьем мире, а Британия – частью чуждого капиталистического мира.

Обсуждая предстоящую пресс-конференцию, кто-то из коллег предложил спросить: мол, какого Хита вы сюда пожаловали? Я возразил: в переводе смысл вопроса не дойдет до лидера враждебной державы. Решили посоветоваться с волком журналистики Мелвиллом. Мелвилл сказал: «Спросите, на кого Лондон ставит в Индии».

Совет был дельный: тогда в Индии шла жесткая борьба между Индирой Ганди и оппозицией, в основном националистического толка. Но в итоге на пресс-конференции, сколько ни тянул руку, задать вопрос не удалось. Внимание гостя целиком было сосредоточено на сопровождавших его английских репортерах. А они бомбардировали своего лидера вопросами куда более едкими, чем пришло в голову Мелвиллу.

С тех пор немало воды утекло под мостами Джамны, реки, на которой стоит столица Индии. Число англоиндийцев, как полагают некоторые ученые, уменьшилось до примерно 150 тыс.

Община берет свое начало в конце XVIII века, когда служащие Ост-Индской компании стали жениться на индийских женщинах. Впоследствии англоиндийцы заняли привилегированное, но странное положение в обществе. Британцы смотрели свысока на смешанную расу, а она, в свою очередь, считала свой статус более высоким, чем у чистокровных индийцев. Британская администрация предоставила «дальним родственникам» преференции: давала субсидии школам, платила за одну и ту же работу больше, чем «сыновьям земли». Англоиндийский путеец-инженер получал 200 рупий, а его индийский коллега – 100.


Хороший английский и умение вести себя по-европейски дают англоиндийцам преимущество при поступлении на работу в иностранные фирмы.
Фото Reuters

Уход британцев стал шоком, хотя к потомкам бывших хозяев независимая Индия отнеслась великодушно. По Конституции маленькую общину представляют в парламенте два депутата, назначаемых президентом. Но другие привилегии, особенно квоты на рабочие места в госсекторе, постепенно испарились. Англоиндийцы, прежде державшиеся особняком, подобно представителям высоких каст, стали вступать в смешанные браки. Многие эмигрировали. Публицист, выступающий под псевдонимом Скуду, указывая на уменьшающееся число англоиндийцев, называет их тайной исчезающей расой.

Но так ли плохи их дела? Барри О'Брайен, один из лидеров общины, говорит, что судьба снова повернулась к англоиндийцам лицом. Хороший английский и умение вести себя по-европейски дают им преимущество при поступлении на работу в западные фирмы. Кроме того, в Индии растет число телефонных компаний, обслуживающих клиентов за границей. На такую службу англоиндийцев берут в первую очередь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
823
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
877
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1143
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
819

Другие новости