0
5098
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.06.2015 00:01:00

Крылья бабочки и жидкость для снятия лака

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – ответственный редактор приложения «НГ-наука».

Тэги: коллекционирование, коллекция, энтомология, естествознание


коллекционирование, коллекция, энтомология, естествознание Даже наколоть бабочку на иголку – большая наука и высокое искусство.

Стало уже тривиальностью говорить о коллекционировании как о страсти. Да еще какой страсти! «Причудливый язык названий и «родословных», которые есть у вещей, поддерживает порнографическую связь, превращающую в фетиши солнцезащитные очки и авторучки, туфли и велосипеды, – словом, практически все, что можно купить, собрать, систематизировать, все, чем можно владеть», – заявляет директор лондонского Музея дизайна Деян Суджич.

В СССР официальная наука вполне определенно относила коллекционирование к сфере именно научной деятельности или как минимум не имела ничего против того, чтобы коллекционеры относили свою деятельность к области вполне научной.

Науку от коллекционирования порою действительно трудно было «отлепить». По-видимому, эта особенность заметно проявляется в начальный период развития любой отрасли научного знания, особенно естествознания. Один пример. Джон Гунтер, выдающийся английский хирург XVIII века, начав изучать формирующуюся в то время новую науку – физиологию, сформировал постепенно коллекцию из 13 тыс. анатомических, патологических и биологических препаратов. Это собрание стало потом основой знаменитого Гунтеровского музея.

Абсолютно закономерно, что начало и расцвет научной революции XVII–XVIII веков совпадают с расцветом музейных коллекций. Объем экспериментального, в первую очередь – естественно-научного, материала нарастал лавинообразно. В свою очередь, «открытие мира» меняло состав музейных коллекций. «В прошлом веке и в начале нынешнего существовало гораздо больше кабинетов медалей, чем теперь, – отмечал автор статьи «Histoire naturelle» во французской энциклопедии в 1756 году, – ныне же предпочитают собирать кабинеты естественной истории, чем кабинеты приборов экспериментальной физики... естественная история занимает публику больше, чем опытная физика или какая-либо иная наука».

Коллекционирование как предтеча научной систематизации – в эту концепцию отлично ложится пример Чарлза Дарвина. У создателя эволюционной теории влечение к коллекционированию проявилось, когда ему было лет девять. «Я старался разобраться в найденных растениях и собирал всякую всячину: раковины, печати, монеты и минералы, – признавался Дарвин в «Автобиографии». – Страсть к коллекционированию, которая превращает человека или в натуралиста-систематика, или скрягу, была во мне очень сильна и, по-видимому, прирожденна, так как ни сестры мои, ни брат не отличались ею».

Энтомологические коллекции порядок любят – чтобы все по полочкам.	Фото автора
Энтомологические коллекции порядок любят – чтобы все по полочкам. Фото автора

Другими словами, Дарвин, если бы в его время было известно о генах, мог назвать себя генетическим мутантом. А это – фактор, действующий на подсознательном уровне. «За куском коры я раз нашел двух Carabi жужелиц, не помню каких, и взял по одной в каждую руку, – вспоминал уже в преклонном возрасте Дарвин, – как вдруг смотрю и вижу священного Panagaeus crux major, жука тоже из семейства жужелиц, с рисунком в виде большого креста на брюшке. Конечно, я не допускал и мысли, чтобы потерять кого-либо из Carabi или лишиться Panagaeus. Я схватил поэтому одного из Carabi нежно зубами (чтобы освободить руки), но, к моему невыразимому отвращению и боли, лукавое насекомое выбросило мне в рот кислоту, и я потерял и обоих Carabi, и Panagaeus’а». И это была именно страсть, слегка завуалированная некоторыми приличиями. Скажем, собирая коллекцию птичьих яиц (этот вид коллекционирования называется – «дологофилия»), юный Дарвин брал из гнезда лишь одно яйцо – из гуманных соображений сохранения популяции.

Кстати, у соотечественников автора эволюционной теории вообще коллекционирование и изучение трупиков насекомых оказались в большом почете. 15 декабря 1911 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала: «В последние годы создалась отрасль торговли, вызываемая страстью к коллекционированию, – это торговля бабочками, ставшая весьма крупной отраслью. Ежегодно тратятся более 80 млн марок фанатичными коллекционерами на покупку редких бабочек – особенно в Англии».

Впрочем, континентальная Европа, включая Российскую империю, тоже не избежала этого повального увлечения составления энтомологических коллекций. Достаточно только взглянуть на список – отнюдь не полный! – издаваемых в то время в России книг этого направления: Шлехтендаль Д., Вюнше Д. Определитель насекомых. Введение в их изучение (1908); Шлейер А., Нейнциг К. Жуки Европы (1912); Берге Ф. Маленький атлас бабочек для начинающих собирателей (1913); Коротнев Н.И. Жуки. Практическое руководство к научному собиранию и воспитанию жуков и составлению коллекций (1914); Штандфусс М. Жизнь бабочек, их ловля, воспитание и сохранение. Руководство для собирателей (1917)...

Неудивительно, что великий князь Константин Константинович, 25-летие пребывания которого на посту президента Академии наук торжественно отмечалось 3 мая 1914 года, коллекционировал бабочек. И эта систематическая страсть особы царских кровей дает хотя бы намек на оправдание его президентского статуса. «Коллекционирование – это эмпирическое исследование, оторопевшее под очарованием собранного материала, а коллекционер – зачарованный странник околонаучного познания» – есть и такое определение этого феномена коллекционирования.

Выдающийся российский географ, ботаник, статистик, энтомолог, искусствовед Петр Петрович Семенов Тян-Шанский (1827–1914) был и выдающимся коллекционером. Свою личную энтомологическую коллекцию – более 700 000 насекомых! – Петр Петрович Семенов Тян-Шанский, президент Русского энтомологического общества, передал в дар Зоологическому музею Академии наук.

По поводу этой грандиозной коллекции, в экстренном собрании Русского энтомологического общества 17 марта 1914 года, копосвященом памяти Петра Петровича, отмечалось: «Целый ряд специалистов в России черпал в этой коллекции обильный материал с массой новостей для своих работ. Но не мало труда, и именно наименее благодарного, он сам вкладывал в свою коллекцию. Всякий, работавший над более или менее обширной коллекцией знает, сколько терпения, времени, кропотливого труда и денежных затрат требуется для приведения сырых сборов в удопользуемое состояние - коллекцию». 

Опять же и англоман Владимир Набоков, получивший естественно-научное образование в Кембридже, едва ли не выше всех своих литературных достижений ставил открытия в лепидоптерологии (раздел энтомологии, изучающей бабочек): описание двух десятков новых видов этих чешуекрылых и новую классификацию одного из их родов. Сам при этом был страстным собирателем бабочек, то есть увлекался лепидоптерофилией.

А вот как в одном из современных изданий расписывается последовательность действий для начинающих составлять энтомологическую коллекцию: «Помещаем пойманных животных в морилку. Чтобы заморить насекомых, обычно достаточно получаса. Но некоторые оказываются более устойчивы к яду, и насекомое приходит в чувство уже наколотым на булавку. В таких случаях его нужно снять с булавки и подержать в морилке подольше – пока не умрет… Крылья бабочки очень хрупки, поэтому, прежде чем класть ее в морилку, насекомое нужно оглушить, сдавив ему грудь двумя пальцами, а монтируя – аккуратно расправить на расправилке». Заметим, что идеально подойдет «жидкость для снятия лака в качестве яда (еще лучше чистый этилацетат)».

Итак, добро пожаловать в мир систематической страсти!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
864
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
662
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
690
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
786

Другие новости