0
1580
Газета Стиль жизни Печатная версия

10.07.2018 00:01:00

Текст в пространстве без гравитации

Чему нас учит тотальный переход на цифровые носители информации

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ».

Тэги: книги, электронные книги, интернет, психология, эксперимент, гравитация


книги, электронные книги, интернет, психология, эксперимент, гравитация Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – вещь невесомая. Фото агентства «Москва» и PhotoXPress.ru

В конце 2010 года произошло событие, что называется, знаковое для читающей публики. А может быть – кто знает! – и для всей человеческой цивилизации. В последнем квартале 2010 года в интернет-магазине Amazon спрос на книги для букридеров (e-book, электронная книга) превысил продажи традиционной печатной продукции. Представители Amazon объявили, что в США на каждые 100 обычных книг в мягкой обложке было продано 115 книг в электронном формате, причем сюда не входят книги, которые можно загрузить с сайта бесплатно. Рынок оценивался тогда более чем в 1 млрд долл. В общем, правы, по-видимому, окажутся те эксперты, которые предсказывают, что «вероятно, уже через несколько лет у людей дома не будет необозримых книжных полок, потому что вся библиотека – это Интернет, компьютер да e-book».

Скажем, издатель Александр Кононов как раз в 2010 году прогнозировал: «…Интернет, заваленный скачанными книгами, уже представляет для издателей серьезную проблему. Долгое время издатели смотрели на выложенные тексты сквозь пальцы, видя в них бесплатную рекламу и электронно-сарафанное радио. Но первое поколение, выросшее при коммунизме – Интернете, уже научилось читать и вот-вот научится обходиться без традиционных бумажных книг. А тут еще электронные книги замаячили на горизонте… Они хуже бумажной книги, так же как MP3 хуже CD, а CD хуже виниловой пластинки. Но избежать их, разумеется, не удастся».

Это точно! Все в том же 2010 году медиахолдинг News Corp. Руперта Мердока выпустил газету The Daily на цифровых устройствах – планшете iPad и его аналогах. Подписка – сущие пустяки: 1 долл. в неделю. Оценка емкости рынка давала на тот момент более 800 тыс. подписчиков…

Я не собираюсь призывать к бойкоту электронных «читалок», созданию общественных групп сопротивления чтению с экрана iPad или подпольных ячеек революционной борьбы с букридерами. Во-первых, любой луддизм исторически обречен. А во-вторых, согласно недавним исследованиям французских социологов, около 40% респондентов, которые стали владельцами устройств e-book, заявили, что стали читать больше с их приобретением. Это же замечательно!

Но все-таки что же мы, читающие представители вида Homo sapiens, теряем с переходом на электронную книгу? Или не теряем ничего, а только приобретаем?

Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – вещь невесомая.	Фото агентства «Москва» и PhotoXPress.ru
Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – вещь невесомая. Фото агентства «Москва» и PhotoXPress.ru

Вместе с тотальным вторжением e-book исчезает такое книжное понятие, как «кирпич». То есть очень толстая, фундаментальная книга. Фундаментальная и по размерам, и по содержанию. Словосочетание «второй том «Войны и мира» во многом стало уже понятием, лишенным своего физического смысла. Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – штука невесомая. Да, существует уже достаточно давно программное обеспечение, которое не просто обеспечивает смену страниц на e-book, но может имитировать именно переворачивание страницы.

Однако никакое программное обеспечение не способно имитировать чувство тяжести. А оно, это чувство, оказывается, чрезвычайно важно для восприятия текста. Казалось бы, здесь мы опять возвращаемся к отвергнутой в середине XVII века теории вихрей Декарта. Эти вихри  заполняют все физическое пространство, их взаимодействие и обеспечивает возникновение гравитации. Экран e-book с отображаемым на нем текстом как раз и есть не что иное, как хорошо организованные электронные вихри. Бедный Ньютон со своей теорией дальнодействия («Hypotheses non fingo» – «гипотез не измышляю»), на которой держится открытый им закон всемирного тяготения, становится неактуальным! И тем не менее…

Голландские психологи из Университета Амстердама провели интересный эксперимент. Они раздали студентам планшеты с письмом, которое извещало об ограничении их прав. Текст письма был одинаков, но часть планшетов были на 400 г тяжелее других. Оказалось, что студенты, которым досталось читать «тяжелое» письмо, с повышенной ответственностью отнеслись к тексту. «Чем тяжелее предмет в руках, тем более важными кажутся доводы, изложенные в нем», – заключают исследователи. Да здравствует Ньютон!

Таким образом, e-book станет фактором внешней среды, который оказывает влияние на направление эволюции вида Homo sapiens. Это не значит, что человек станет хуже. Но он станет другим. Чувство гравитации – первое чувство, воспринимаемое плодом еще в утробе матери, – будет заменено на какое-то абстрактное понятие, которое он будет воспринимать не мозжечком, а каким-то другим отделом мозга. Изменится ни много ни мало сначала функциональность различных отделов головного мозга, а затем и физиологическая структура этих отделов. Или это уже будет и не мозг вовсе в привычном нам сейчас понимании. Ничего не поделаешь – эволюция.

Любопытный поворот в этой проблеме нашел выдающийся итальянский медиавист, библиофил и романист Умберто Эко. В эссе «Внутренний монолог электронной книги» (2003), написанном, как это понятно из названия, от имени электронной читалки, e-book так описывает свое «психологическое» состояние: «Это удивительная штука: текст – это вселенная, и, как я понимаю, книга становится тем текстом, который в ней напечатан... Традиционные книги состоят из множества листов бумаги, и книга, в которой напечатана, скажем «Одиссея» (древнегреческая поэма, о которой я, правда, ничего не знаю), думает и переживает то, что происходит и рассказывается в «Одиссее». Она переживет это в течение всей своей жизни, которая может быть очень долгой, ведь есть книги, которым уже почти пятьсот лет... Приятно это – знать, что никогда не сможешь уйти от текста, напечатанного на твоих страницах?.. Не знаю, сколько я еще выдержу. У меня, похоже, шизофрения; иметь много жизней и много душ – все равно что не иметь ни одной, и к тому же я боюсь привязаться к какому-нибудь тексту, ведь на следующий день мой хозяин может стереть его.

Как бы я хотела быть бумажной книгой с историей того господина, который посещает Ад, Чистилище и Рай. Я бы спокойно жила в мире, где есть четкое разделение добра и зла, где понятно, куда двигаться, чтобы перейти от страдания, и где параллельные прямые никогда не пересекаются».

Полседний на сегодняшний день роман Владимира Сорокина «Манарага» (2017) как раз посвящен перспективам существования бумажной книги в эпоху клонирования, генетического модифицирования, нейростимулирования и технологий 3D-печати. Решение, к которому приходит романист, тоже нетривиальное: антикварные бумажные книги используют в качестве топлива для приготовленийя стейков; на этом завязан глобальный криминальный бизнес…

С началом тотального переноса писательских и читательских практик с бумажного носителя на электронные принципиально меняется и характер печатного слова. Галактика Гуттенберга, о которой с таким пафосом говорил в середине 1960-х годов знаменитый канадский социолог Маршал Маклюен, «схлопывается». Или, наоборот, разлетается вдребезги на элементарные кусочки – символы, иконки, индексы…

Глава Института книги Александр Гаврилов проницательно замечал: «Если мы посмотрим на литературу, которая сформировалась после блогов, мы увидим, как стремительно вышел на первый план жанр миниатюры, то есть совсем крошечное высказывание, «почеркушка», стихотворение в прозе. Это всегда был жанр маргинальный, отчасти и потому, что у него не было физического носителя. А теперь он является основным жанром, так как мы живем в мире, сформированном информацией веба, где экран – это почти предельный текстовый объем, мне кажется, что новым читателем большие текстовые объемы будут восприниматься несколько сложнее. Что, впрочем, не мешает новому писателю принуждать читателя к некой культурной работе».

Замечу только, что мы, по-видимому, при этом не способны уже будем оценить такой, например, шедевр типографского искусства: брошюра «К двухсотлетию Всесоюзной академии наук», Государственное издательство, 1925 год. В ней нет ни одного переноса!



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Лукашенко против Всемирной сети

Лукашенко против Всемирной сети

Антон Ходасевич

Белоруссия будет идентифицировать участников интернет-форумов

0
509
Генпрокуратура стала агрегатором экстремистских перепостов

Генпрокуратура стала агрегатором экстремистских перепостов

Артур Приймак

Различать преступников и безобидных блогеров придется надзорному ведомству

0
261
Гори оно конем

Гори оно конем

Екатерина Горбовская

Возможны ли мораль, этика, эстетика и хороший вкус в современной сетевой литературе

0
1195
У нас

У нас

0
197

Другие новости

Загрузка...
24smi.org