0
3352
Газета Главная тема Печатная версия

18.12.2014 00:01:05

«Дебют» по-взрослому

Состоялось вручение наград для молодых литераторов

Тэги: премии, молодые писатели, проза, поэзия, эссеистика, литературный процесс


премии, молодые писатели, проза, поэзия, эссеистика, литературный процесс

Павел Токареенко и Максим Матковский поделили заветную птичку – приз «Дебюта». Фото с официального сайта премии «Дебют»

В прошлый четверг в гостинице «Золотое кольцо» состоялась церемония вручения, пожалуй, самой крупной награды для молодых литераторов. Прошедший сезон был юбилейным – премии исполнилось 15 лет. Это, конечно, еще не совершеннолетие, но уже возраст прощания с детством. А для некоторых именно 15 лет – возраст начала литературной деятельности. И вопреки хронологии хочется в самом начале передать слова координатора премии «Дебют», писателя Ольги Славниковой из речи, которой церемония вручения заканчивалась. Сказав, что премия уже существует 15 лет, она заметила, что те, кто только родился в год ее первого вручения, через пару лет могут на нее претендовать…

Нельзя не заметить, что премия посолиднела. Несколько лет назад максимальный возраст претендентов был поднят с 25 лет до 35. И с тех пор лауреатов «Дебюта» уже нельзя назвать дебютантами в полном смысле этого слова. Как правило, это уже сформировавшиеся литераторы, со своим уникальным авторским стилем и творческим лицом. Для многих эта награда уже не первая. К этому и стремились организаторы, поднимая возраст – чтобы у лауреатов премии уже был определенный литературный багаж, чтобы это уже были вполне «взрослые» авторы. Да, и церемония вручения «Дебюта» в этом году прошла как «по-взрослому» – сдержанно, коротко, солидно, без всякой сценической мишуры.

Первыми пригласили на сцену финалистов номинации «Короткая проза». Лучшего из них назвал прозаик, член жюри этого года Юрий Буйда. Он заметил, что иногда написать рассказ труднее, чем роман, а потом назвал имя – Михаил (Моше) Шанин из Северодвинска. Кроме него на награду претендовали Наталья Ключарева (Ярославль) и Елена Трифонова (Санкт-Петербург).

Лауреата в номинации «Поэзия» объявлял киевский поэт Александр Кабанов. Он назвал довольно много имен поэтов-лонглистеров, чьи стихи у него «не вызвали уныния». Однако он заметил, что было довольно много авторов белых стихов, из которых можно было бы сложить одного поэта-верлибриста – настолько они были похожи друг на друга при довольно неплохом уровне поэзии. Все трое финалистов, по мнению Кабанова, достойны награды, все они представили отличные стихи, но только один, а точнее одна, – готовую, цельную и законченную книгу. Это Анастасия Афанасьева из Харькова. Кроме нее в финал вышли Владимир Навроцкий (Пенза) и Анна Цветкова (Москва).

О номинации «Эссеистика» говорил литературовед Владимир Новиков. Он отметил жанровое различие финалистов, но лучшим назвал публицистику Арслана Хасавова из Гудермесского района Чеченской Республики. Не скрывая гордости за победу, лауреат отметил, что публицистика – дело опасное. И за каждую строчку в его сборнике «Отвоевывать пространство» он заплатил – ему и угрожали, и нападали… Кроме него на премию претендовали Алексей Саломатин (Казань) с подборкой статей и рецензий «Критический минимум» и Константин Комаров (Екатеринбург) со сборником критики «Быть при тексте».

Лучшего в номинации «Драматургия» назвала Ярослава Пулимович – драматург, сама в прошлом лауреат «Дебюта». Награда досталась Ирине Васьковской за пьесу «Галатея Собакина». Претендовали Олжас Жанайдаров (Москва) с драмой «Магазин» и Игорь Игнатов (Саратов) с пьесой «Блаженны».

люди
Анастасия Афанасьва –
далеко не «дебютант»,
а вполне сформировавшийся поэт.
Фото с официального сайта
премии «Дебют»

Для объявления номинации «Крупная проза» вышел на сцену председатель жюри этого года прозаик и критик Павел Басинский. Он опроверг высказанное ранее мнение, что писать романы просто, и заметил, что романист уподобляется Богу, творит мир и населяет его людьми. Потом же случилось неожиданное – впервые в истории «Дебюта» жюри не смогло выбрать одного лауреата. Награду решили поделить между Максимом Матковским (Киев) с романом «Попугай в медвежьей берлоге» и Павлом Токаренко (Хайфа, Израиль) с фантастическим по сюжету (крушение космического корабля и т.д.), но реалистическим по стилю письма романом «Гвоздь». Обойденным оказался Георгий Панкратов (Санкт-Петербург) с романом «Лунный кот».

Поделившие награду встали в позу мухинской скульптуры «Рабочий и колхозница», вместе сжав в руках фигурку птички – второй приз только отливается и будет выдан позже.

В этом году не было обычных для «Дебюта» видеопосланий от каждого из финалистов, в которых они рассуждали о сути литературного творчества. Точнее, тексты написаны были, но были вывешены на сайте – кто хочет, может прочесть.

* * *

Да, как говорится, молода была немолода… А «дебютанты» в этом году были далеко не дебютанты. Например, на сайте премии упоминается, что переводчик, поэт, прозаик Анастасия Афанасьева примерно с 2003 года «начала интенсивно публиковаться в Интернете» и была лонг- и шорт-листером «Дебюта». Между тем помимо интернет-публикаций Анастасия печаталась в таких литературных «толстяках», как «Новый мир» и «Дружба народов», выпустила шесть сборников стихов и прозы, она постоянный участник различных литфестивалей и вечеров и обладатель нескольких литнаград, в том числе «Русской премии».

Или драматург Ирина Васьковская из Екатеринбурга уже не раз занимала призовые места на международном конкурсе драматургов «Евразия»: в 2014-м – первая премия в номинации «Новая уральская драма» за ту же «Галатею Собакину», в 2013-м – победа в номинации «Пьеса на свободную тему» за пьесу «Март», в 2012-м – третья премия за пьесу «Уроки сердца». «Март» получил также Гран-при и приз зрительского голосования на драматургическом «Конкурсе конкурсов» сезона 2013/14 года в рамках «Новой пьесы» – партнерского проекта фестиваля «Золотая маска» и Театра.doc. Васьковская была участником фестиваля молодой драматургии «Любимовка»…

И остальные лауреаты «Дебюта»-2014 в большинстве своем не совсем нежно-зеленые новички в литературе. Моше Шанин – постоянный автор «Октября», печатался в «Знамени» и «Дружбе народов», в 2009-м входил в шорт-лист «новомирской» (увы, приказавшей долго жить) премии им. Юрия Казакова. Арслан Хасавов неоднократно попадал в «дебютовский» лонг-лист, был финалистом премии им. Виктора Астафьева, участником Лондонской книжной ярмарки, Международного книжного фестиваля в Эдинбурге. В издательской программе «Дебюта» выходила отдельной книгой его повесть «Смысл», были публикации в «Юности», «Новой Юности», «Неве»… Один из лауреатов в номинации «Крупная проза» – уроженец Харькова, живущий в Израиле, Павел Токаренко в прошлом году выпустил отдельным изданием фантастический роман «Мертвая вода».

Пожалуй, ближе всех к «чистому» званию дебютанта киевлянин Максим Матковский, специалист по арабистике. Книг у него, судя по всему, пока нет. В 2011-м стал победителем всеукраинского конкурса «Активация слова», тогда же попал в премиальный лонг-лист «Дебюта» в «Малой прозе», в 2012-м получил специальный «дебютовский» киноприз.

Да, «Дебют» вырос, «Дебют» повзрослел. И все же можно ли считать «дебютантом» того, кто получил уже не одну награду и выпустил не одну книгу? Или главная цель премии для молодых – отыскивать совершенно новых, неведомых авторов и по-некрасовски восторженно возвещать о них в пресс-релизе: «Новый Гоголь явился!»? Чтобы мы, критики и журналисты, сначала по-белински скептически усмехнулись: что это, дескать, у вас гоголи-то как грибы растут? А потом признали свою неправоту и возрадовались. Вместе с читателями.

А ведь такое в истории «Дебюта» бывало. И неоднократно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Колея

Колея

Татьяна Маргулис

0
251
Кошка, скажи «Россия»

Кошка, скажи «Россия»

Марианна Власова

Елена Семенова

Андрей Щербак-Жуков

«Большая книга» в Доме Пашкова, «Московский наблюдатель» в Музее Серебряного века, а также премия «Московский счет» и все остальные на ярмарке non/fiction

0
1960
По двум-трем костям

По двум-трем костям

Глеб Котов

Борис Кутенков о поэтических раскопках периода заката советской империи и «археологической» реконструкции личности

0
793
Раритет в салфетке и локон Александра Сергеевича

Раритет в салфетке и локон Александра Сергеевича

Сергей Трубачев

Библиофилы отметили 200-летие Ивана Тургенева

0
283

Другие новости

Загрузка...
24smi.org