0
4610
Газета Я так вижу Интернет-версия

17.05.2020 22:40:00

Восемь причин, по которым в дуэли Микки Мауса и Моны Лизы побеждает мышь

Олег Мареев

Об авторе: Антиквар

Тэги: культура, искусство, общество, Микки Маус, Моны Лиза, живопись, технологии, фотография, сеть, интернет


культура, искусство, общество, Микки Маус, Моны Лиза, живопись, технологии, фотография, сеть, интернет Фото Tim Boyle/Getty Images

Ну, что ж, после того, как мне удалось привлечь Ваше внимание броским заголовком, надеюсь мне удастся удержать его с помощью менее провокационных заявлений. я бы скорее назвал свой текст «Восемь причин, по которым умирает классическое искусство и побеждает зомби-дизайн», но про мышь и Мону звучит острее?

1 Мы живем в мире, в котором огромную часть информации мы получаем через компьютер и смартфон. К чему это приводит? Для нашего глаза прямоугольник экрана устройства становится не просто одним из, а самым главным «объективом». Он «загоняет» весь мир, эстетику этого мира в определенную рамку. Когда мы смотрим на мир своими глазами и нам что-то нравится, мы стараемся сфотографировать это - помещаем бесконечный мир в рамку объектива. Пытаемся освоить его с помощью фотоаппарата. Это цифровое освоение мира. Мы не пытаемся ничего запомнить, эта функция становится все менее востребованной. Отсюда еще один аспект- получившая широкое распространение функция фиксации нашей жизни через фотоаппарат, лишает нас смысла в рассказах. В последовательном изложении историй. «Посмотрим фоточки, было круто» - это максимум эмоционального обмена, на который мы становимся способны. Зачем что-то описывать, подбирая слова, выражения и формируя образную речь, если можно просто показать снимок? Мы не отдаем себе в этом отчета, но мы формируем окружающий мир, не подключая свою речь, почти полностью исключив описательность в ней. 

2 Классическое искусство предполагает резонанс между автором и зрителем/читателем. Должен быть диалог, должен быть взаимообмен образами и смыслами. А для этого необходимо, чтобы культурный уровень читателя/зрителя находился на достаточном уровне, чтобы считывать не только тайные смыслы, но и смыслы даже просто лежащие на поверхности. Эта игра смыслов обязательна в классическом искусстве. Когда автор понимает, что его читатель/зритель/слушатель поймет, что заложил в произведении автор. Понятно, что наш современник старается не напрягать себя любой интеллектуальной игрой. Максимум, на что мы способны - отгадать столицу Испании, шесть букв по вертикали.

3 Вернемся к аспекту, упомянутому чуть выше - цифровое освоение мира. «Искусство-онлайн». Фотографии, сделанные смартфоном и выложенные в Инстаграмм, за короткий срок (невозможный совсем недавно) может увидеть весь мир - без преувеличения. Теперь расстояние между автором и зрителем сократилось до минимума. Точнее - почти исчезло. И эти легкость и простота, с которыми можно поделиться своим «творением» с окружающим миром, дарит нам ошибочное ощущение «аксиомной» принадлежности к миру искусства. Сделав удачный снимок, нам кажется, что мы, во мгновение ока, стали фотохудожниками. А в этой простоте и кроется опасность. Недавно в сети мне попалась реклама. Дословно: «Научим вас как стать знаменитыми художниками и продавать свои картины» Что это? Что это такое?! Научим как стать знаменитым художником!!!! Как будто этому можно научить на курсах в подвале соседнего дома! На наших глазах происходит абсолютная девальвация творческих профессий. Как можно этому научиться на коротких курсах? Ну давайте еще курсы откроем: «Как научиться делать операцию на сердце?» Или «За неделю научим пилотировать реактивный истребитель» Смешно? смешно. А почему не весело, когда нас обещают научить, как стать «знаменитым» художником? 

4 Сейчас цифровые технологии дают нам возможность «скроллить» - перематывать информацию. Мы разучились ждать. Мы не хотим учиться, нарабатывать опыт. Побеждать и ошибаться. Мы хотим все и сразу. Отсюда и желание пойти на курсы и через две недели получить диплом. Мы скроллим нашу жизнь, пытаясь «перемотать» менее интересные моменты. Не хочу учиться три года. Хочу пойти на курсы и через три месяца уже получить диплом. Зачем учиться на художника пять лет? Меня на курсах научили красиво водить кисточкой и вуаля - я уже позирую у мольберта и рассказываю друзьям, что такое «вдохновение» и почему «я так вижу». На фоне падения общего культурного уровня происходит деградация профессии художника. Мы перематываем, сразу ищем интересные и вкусные куски. Мы не хотим разбираться в нюансах, не хотим пытаться улавливать полутона. Мы хотим иметь концентрированную жизнь. Давайте попробуем вспомнить оттенки желтого? Сколько оттенков мы сможем вспомнить? Максимум - лимонный. Спасибо. А их около десятка. И раньше люди были способны различать эти оттенки и ценить игру цвета, которую с ними затеял художник. Концентрированный мир «на перемотке» убивает в нас желание различать нюансы. Опять же- посмотрите насколько оскудела наша лексика! Количество активных синонимов в нашей лексике стремится к минимуму а 90% в нашей жизни мы описываем с помощью десятка языковых паразитов: «Круто, клево,супер итд»

5 В классическом искусстве художник творит, подчиняясь внутренним законам, позволяющим делать гармоничные со всех точек зрения произведения. И мы, даже не зная законов гармонии, интуитивно, чувствуем красоту, чувствуем эстетику, чувствуем баланс. Композиция, сюжет, цвета, линии. Все это работает в ансамбле и создает гармонию, а люди, воспитанные в парадигме классического искусства, чувствуют эту красоту.

6 Большое количество универсальных магазинов и магазинов, продающих предметы интерьера, приводит к упрощению вкусов. Нам продают интерьеры «под ключ» - не просто шкаф, но и вазочку НА шкаф и коробочки В шкаф. Не нужно подключать мозг и искать редкие вещи и интересные сочетания цветов. Не нужно искать редкости. Оставьте кунсткамеры веку осьмнадцатому. Сейчас, посетив любой магазин, можно наполнить интерьер унифицированным художественным масскультом. Без характера. Без настроения. Просчитанным менеджерами и созданным на фабрике в количестве двух миллионов экземпляров. О какой уникальности может идти речь, если мы добровольно обрекаем себя на упрощение, усреднение? Повесив на стену постер с Микки-Маусом, мы надеваем на себя броню - никто не спросит зачем у нас на стене эта рисованная мышь. Потому что это - персонаж масскульта. С унифицированным вкусом. Точнее- отсутствием вкуса. Такая культурная жвачка. А повесив на стену картину Боттичелли, - мы будем вынуждены отвечать на сотню вопрос - кем был это автор? Как воспринимать эту конкретную картину в контексте его творчества?  И множество других вопросов. И не факт, что наш собеседник будет способен поддержать подобную беседу, и идиотами будем выглядеть мы, пытаясь доказать что-то. Максимум, что мы услышим в ответ на мышь на стене: «Прикольно!» Все. Занавес. Венец культурологического диалога 21 века. «- Как тебе? - Прикольно». Так что и Боттичелли проигрывает мыши. Причем в полуфинале. На стадии слепых прослушиваний. 

7 Старые вещи- это история их хозяев, это уважительное отношение к вещному миру. Подобный подход также возможен, к сожалению, при определенном базовом культурном уровне, в то время как мы помним песню: «Весь мир … мы разрушим до основанья а затем….» - разрушать до основанья - это наше все. Выбросить все старое, чтобы купить новое. Поэтому ощущение, что все новое - хорошее, а все старое - плохое является доминирующим в обществе. У кого остались одежда, в которой мы ходили 10 лет назад? 20? 30? А ведь это была определенная мода, пусть смешная, пусть кажущаяся сегодня наивной, но это была наша история. Часть нашей биографии. Где это все? Выброшено на помойку. И этот касается не только одежды. Посуда, предметы интерьера выбрасываются, стирая нашу «вещную» историю. Мы словно перезагружаемся каждые пару лет, стирая свое прошлое. 

8 Мы-соавторы. На чем воспитан наш глаз, то и является, во многом, системой базовых эстетических ориентиров. Вкус тренируется также, как мышцы, мозг. Если с детства ребенок посещает музеи и художественные галереи, выставки, в нем происходит формирование внутренней эстетической архитектуры, происходит выработка индивидуального «sense of beauty» - чувства прекрасного. То же самое касается и музыкальной, кинематографической культуры. Люди делятся на композиторов, исполнителей и слушателей - это условное разделение можно использовать для всех видов искусства. Кто-то сочиняет, кто-то исполняет, кто-то потребляет. Композиторов и поэтов становится все меньше, но беда в том, что и слушатели стали менее требовательными. Что такое песня? Стихи, мелодия, аранжировка, голос. Давайте вспомним какую-нибудь последнюю песню, которая отвечает этим четырем критериям? И в сложившейся ситуации виноваты не только авторы! Мы, потребители культуры, являемся соавторами. Чем ниже наши запросы- тем меньше резонов у авторов карабкаться вверх, придумывать новые интересные ходы.  Проще показать голую задницу и поймать хайп. Но, как заметил Владимир Клюев: «Любой эпатаж идет от беспомощности» 

По мере того, как статья подходила к своей коде, я с возрастающей тревогой понимал, что веселая мышь, которую я выбрал в качестве антагониста своего высказывания - не самый плохой пример. На экранах телевизора или компьютера нас поджидают гораздо более пустые образы. Имитирующие смыслы, персонажи-наперсточники, подсовывающие ложные ориентиры. Когда за искусство выдается пустой и холодный дизайн. Есть отличное выражение, разделяющее эти два понятия. «Над дизайном не плачут» - ведь очевидно, что мы способны войти в резонанс лишь с настоящим произведением искусства.

Возможно, какие-то мои суждения покажется спорными, а какие-то являются намеренным упрощением ситуации, для того, чтобы сфокусироваться на проблеме. Но ведь это не аналитическая статья с таблицами и графиками? Это попытка прикоснуться важной теме. Конечно, в нынешней ситуации больше полутонов. И классическое искусство по-прежнему популярно (посмотрите на очереди в Третьяковку) и современное - не всегда отторгает своей бездарностью. Все сложнее, чем «дважды два». Тема интересная и мы находимся лишь в начале осмысления и анализа этого культурного феномена. Чем мы будем восхищаться через десять лет? Как технологии изменят наши художественные возможности? Может быть прямо сейчас по улицам рядом с нами ходит будущий гений, работами которого будут восхищаться наши потомки? 

Увидим, посмотрим. 

Скоро все станет ясно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Курчатовский институт как замена Академии наук

Курчатовский институт как замена Академии наук

Государство определилось с тем, что станет ядром научно-технической политики

0
903
Очередной супертурнир в интернете завершен

Очередной супертурнир в интернете завершен

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Россиянин Даниил Дубов выиграл Lindores Abbey Rapid Challenge и завоевал место в финале Magnus Carlsen Chess Tour

0
848
У нас

У нас

Андрей Щербак-Жуков

0
561
Наследники «Черной курицы»

Наследники «Черной курицы»

Кондрат Николаенко

Проект #ДетиПисатели ищите в интернете

0
200

Другие новости

Загрузка...
24smi.org