0
934
Газета В мире Интернет-версия

29.09.2001 00:00:00

Польские левые заходят справа

Тэги: голосование, поляки, каолиция


Хотя левые силы и выиграли воскресные парламентские выборы с явным, давно им предсказанным преимуществом, для доминирования в нижней палате, сейме, им не хватило всего 12 депутатских мандатов (получено 219 из 460). Более удачливой коалиция из Союза демократических левых сил (СДЛС) и Союза труда (СТ) оказалась в верхней палате, сенате, где получила 75 из 100 мест.

Начисто провалив голосование, остались вне законодательного собрания былые властители дум поляков, давшие стране в 1990-е годы десятки видных политиков-реформаторов - Коалиция правых сил во главе с профсоюзом "Солидарность" и правоцентристская "Уния свободы". Пока еще премьер Ежи Бузек на другой день после выборов подал в отставку с поста лидера правых сил, и пока никто не спешит сменить его в этом качестве.

А вот на премьерский пост претендент уже есть, и вполне естественный, - председатель СДЛС Лешек Миллер. В этом качестве он поспешил преподнести себя публике еще две недели назад, предвкушая более значительный триумф своей партии. Теперь Миллер вынужден заговорить об открытости победителей для диалога с меньшими политическими собратьями, но фактически уже готов руководить и кабинетом меньшинства. Тем более что не кто иной, как президент Александр Квасьневский, некогда создававший СДЛС на руинах правившей при социализме Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), предостерег своих былых однопартийцев от поспешного единения с сомнительными в глазах широкой общественности субъектами.

"Правление кабинета меньшинства, на мой взгляд, несравнимо лучший для Польши выход из нынешней ситуации, чем создание коалиций, заложенных на фальшивой основе", - заявил Квасьневский два дня назад.

Что и говорить, выбор у Миллера и его товарищей весьма невелик. Правоцентристы из недавно образованной Гражданской платформы намерены ждать своего часа на позиции заднескамеечников, постепенно переманивая в свои ряды наиболее перспективных политиков из других либерально-консервативных партий. Тем не менее, по словам одного из лидеров платформы, Мацея Плажинского, не исключается поддержка левого кабинета в случае верно определенных им социально-экономических реформ, продвигающих республику поближе к дверям Евросоюза. А движения "Право и справедливость" и "Лига польских семей" весьма радикальны по воззрениям, исповедуя нечто вроде "тутти-фрутти" из католического провинциализма и экономического национализма и начисто отвергая, например, то же потенциальное членство Польши в ЕС.

Некоторые здешние комментаторы, не скрывая своего удивления некоторыми результатами парламентских выборов, считают, что разгадка отчасти кроется в цифре "46" - именно столько процентов поляков пришли к урнам для голосования. Многие серьезные, грамотные избиратели предпочли 23 сентября остаться дома, испытывая явное разочарование в общественно-экономических реформах второй половины 1990-х годов, когда дебаты о преобразованиях фактически подменили собой сами преобразования, а политиканство превалировало над разумным смыслом.

Карьера будущего премьера характерна для элиты СДЛС. 55-летний Лешек Миллер уже в ранней молодости вступил в ПОРП, был функционером в союзе молодежи, высшее образование получил в институте общественных наук. Во время заседаний знаменитого круглого стола летом 1989 года, когда коммунисты вынужденно делились властью с оппозиционерами, Миллер представлял, естественно, первых и своей позицией в очередной раз оправдал давнее прозвище "бетон". Через год вместе со своим старым приятелем и спутником по карьерной лестнице Александром Квасьневским он заложил основы социал-демократической партии, предшественницы нынешнего СДЛС. В этот же период "пластичных перемен" коллеги изменили и прежнее прозвище Миллера, предпочитая теперь заглазно называть его "асфальтом".

Рядовым полякам Миллер не раз "проливал бальзам на душу", будучи министром труда и социальной политики в 1993-1997 гг., когда балансировал на левом краю левого кабинета, стараясь время от времени "подстелить соломку" под весьма жесткие реформы тогдашнего правительства. И теперь он не прочь лишний раз упомянуть о необходимости придать человеческий облик построенному в стране капитализму, чем завоевывает у обывателей дополнительные симпатии на пути к заветной, как считают многие здешние аналитики, цели - овладение дворцом Бельведер, пристанищем польских президентов, после того как его освободит в 2005 году старый соратник Квасьневский.

Пока польские политики делят кресла, эксперты из соседних европейских стран прикидывают, с чего левый кабинет начнет свою деятельность. Правые оставили своим преемникам малозавидное наследство. В частности, бюджету на будущий год угрожает дефицит в размере примерно 90 млрд. злотых, что составляет почти 11% ВВП. В сфере сельского хозяйства преобразования находятся на первичной стадии. Штаб-квартиру ЕС в Брюсселе попросту огорошил успех на выборах противников вступления республики в эту организацию: ведь 38-миллионная Польша, по замыслу инициаторов расширения ЕС, должна была служить локомотивом для более мелких соседей по региону - Чехии, Венгрии, Словакии и других. А она мало того что провалила в последние годы многие вступительные "экзамены" в ЕС, но и отвадила своих граждан от самой идеи полной "европеизации" страны.

Правда, толковые головы в Брюсселе сразу рассмотрели за успехом Леппера и ему подобных политиков-националистов собственные промахи, допущенные в общении с восточноевропейскими партнерами. В частности, не только политиков, но и рядовых поляков чрезвычайно раздосадовало решение ЕС ввести семилетний мораторий на право работать в западноевропейских странах для граждан с востока континента даже после вступления их государств в состав Евросоюза и практический запрет на ответные "защитные" меры со стороны абитуриентов ЕС, например, в вопросе о продаже земли и жилья или в чувствительной сфере производства продовольствия. Недовольны в Варшаве, как и в Праге, Будапеште, Любляне и других столицах этого региона, и длительной паузой в процессе расширения Евросоюза.

Несмотря на свою нынешнюю занятость в связи с поиском места для ЕС на общемировом фронте борьбы с терроризмом, брюссельские деятели на днях все-таки дали понять, что они сейчас даже более, чем прежде, озабочены и реформой своей организации, и проблемами ее расширения. Возобладавший в последнее время в восточноевропейских странах евроскептицизм явно насторожил руководство ЕС, которое теперь как никогда нуждается в сплочении всех европейцев и весьма опасается возможного прихода к власти разного рода лево- и праворадикальных политиков. Поэтому и первые шаги нового левого кабинета в Польше - несмотря на прошлый руководящий опыт СДЛС - будут, судя по сообщениям западных СМИ, находиться под пристальным вниманием Брюсселя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
840
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
778
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1408
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
664

Другие новости