0
4926
Газета В мире Печатная версия

10.04.2015 00:01:00

Китай копает под Эверест

Железная дорога в Непал обострит соперничество КНР с Индией

Тэги: китйа, железная дорога. непал


китйа, железная дорога. непал Президент Непала Рам Баран Ядав приветствует помощь со стороны Китая. Фото Reuters

Этот проект кажется фантастическим. Но официальная пресса Пекина сообщает, что КНР ведет с Непалом переговоры о строительстве железнодорожного пути под горой Эверест. Китайцы уже возвели транспортную артерию на высоте 4–5 тыс. м, связывающую Лхасу, столицу Тибета, с внутренними районами страны. Через пять лет трассу продлят до границы с Непалом, а затем и далее по его земле. Этот план, по мнению экспертов, вызовет тревогу в Дели.

Пекинская газета China Daily сообщает, что по просьбе Непала сейчас рассматривается план продления железнодорожного пути от Лхасы до границы с Непалом. Эта стройка, как ожидают, будет закончена к 2020 году.

Но на этом китайские проходчики не собираются останавливаться. Это видно из высказываний министра иностранных дел КНР Ван И во время его визита в столицу Непала Катманду в декабре прошлого года. Он сказал, что линия может быть проложена и до Катманду. Таким образом, будет создано жизненно важное связующее звено между Китаем и огромным рынком Индии.

Но для реализации этого плана потребуется проложить тоннель под горой Эверест. Китайский эксперт Ван Мэншу говорит: «Линия, вероятно, должна будет пройти через Джомолунгму (Эверест. – «НГ»), и рабочим придется прорыть очень длинные тоннели». Топография в Гималаях такова, что поезд должен будет время от времени преодолевать подъем. Поэтому максимальная скорость при поездке в Катманду не превысит 120 км в/час.

Надо отметить, что на форуме британской газеты Guardian, которая тоже рассказала о грандиозном замысле китайцев, появилось немало критических реплик. Автор одной из них советует инициаторам этой идеи заодно построить фуникулер на вершину Эвереста и открыть там вращающийся ресторан «Макдоналдс». Другой читатель, американец, подходит к делу серьезнее. Он пишет, что много тоннелей проложено в Калифорнии. Но при этом все время нужно заботиться о защите от землетрясений.

В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что китайцы научились возводить сложные инженерные сооружения в горах. Пример – строительство Цинхай-Тибетской железной дороги по плоскогорью на высоте 4–5 тыс. м над уровнем моря до Лхасы. Оно потребовало больших усилий и затрат. «Дорога имеет огромное стратегическое значение и в меньшей степени коммерческое. Если действительно задуман проект продлить линию до Катманду, то это тоже в первую очередь стратегия. Возможно ли его осуществить с технической точки зрения, не знаю. Но ведь в Альпах длинные тоннели успешно функционируют», – отметил эксперт.

Под Гималаями предстоит построить очень длинные железнодорожные тоннели.	Фото Reuters
Под Гималаями предстоит построить очень длинные железнодорожные тоннели. Фото Reuters

Правда, дорога до Лхасы, по сообщениям, не загружена, поскольку возить там особенно нечего. С другой стороны, если переброску войск осуществить, то это необходимая вещь. «Если, не дай бог, волнение произойдет в Тибете, то оно молниеносно будет подавлено», – пояснил Бергер.

«Все дороги строятся по единому плану, – продолжил эксперт. – Китай выбрал железнодорожное строительство, в частности, скоростных дорог в качестве средства установления своей, по крайней мере экономической, гегемонии в этой части земного шара. У Китая есть и опыт, и технологии, и деньги, он избрал железнодорожное строительство в качестве инструмента геополитики».

Одновременно Китай создает Банк азиатских инфраструктурных инвестиций, продвигает идею Шелкового пути. Это приобретает и коммерческий характер. Есть проект доставки грузов из Китая в Западную Европу по железной дороге, идущей через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию. «Китайцы собираются даже финансировать участок Москва–Казань. Думаю, все это кусками будет делаться, а не по единому плану. При этом китайцы готовы привлекать Россию к таким проектам. Но Россия не очень-то в состоянии в них участвовать», – заключил эксперт.

Китайские СМИ также увязывают новейший гималайский проект с планом образования так называемого экономического пояса Шелкового пути. При этом они цитируют президента Непала Рама Барана Ядава, который выразил надежду, что будущая дорога послужит росту туризма и торговли с КНР.

Однако планы Пекина вызывают тревогу в Дели. Там указывают, что Китай – фактически союзник Пакистана. В то же время Пекин старается завоевать сильное влияние в Непале, Шри-Ланке, на Мальдивах. Это, по мнению видных индийских политологов, – не что иное, как попытка взять Индию в кольцо. Индия этому противодействует. Премьер-министр Нарендра Моди в прошлом году дал обещание увеличить индийские инвестиции в Южной Азии и шире открыть индийский рынок для товаров из стран-соседей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org