Бывшего мэра Лондона Бориса Джонсона называют самым вероятным кандидатом на пост премьера. Фото Reuters
Поставивший на карту референдума свою карьеру Дэвид Кэмерон покинул пост после шести лет в статусе главы правительства. Теперь его партию ждет подковерная борьба между несколькими кандидатами. Но, кто бы ни занял кресло премьера, новому лидеру не стоит надеяться на спокойную жизнь.
Объявив референдум о членстве в ЕС в январе 2013-го, Кэмерон был уверен, что британцы поддержат его желание остаться в Евросоюзе. За день до референдума внутренние опросы показывали Даунинг-стрит, что сторонники унии с Брюсселем возьмут верх, и Кэмерон пребывал в спокойном расположении духа. Даже когда пришли вести из Сандерленда, где перевес поддерживающих брекзит превысил 60%.
Кэмерон так и не сумел избавиться от проблемы евроскептицизма, и его партия не умолкла. Второй по молодости за последние 200 лет и 14-й (из 53) по сроку службы премьер стал третьим лидером правительства из стана тори, лишившийся поста из-за европейского вопроса (от меча евроскептиков пали Маргарет Тэтчер (1979–1990) и Джон Мэйджор (1990–1997).
Референдум представлялся британцам как шанс решить проблему европейского вопроса. На практике брекзит породил больше вопросов, чем дал ответов. В частности, помимо волатильности на мировых рынках, отставка Кэмерона вызвала вопросы относительно лидерства страны в ближайшие годы.
Избрание нового лидера партии консерваторов пройдет в два этапа. Сначала свой выбор между несколькими подавшими заявки кандидатами сделают депутаты фракции тори в парламенте. Из двух оставшихся претендентов выбирать своего предводителя предстоит уже рядовым сторонникам консерваторов (по данным за 2013 год, их число насчитывает около 150 тыс. человек). Первый тур с участием депутатов пройдет уже в конце июля, тогда как имя нового главы партии объявят перед конференцией тори в октябре.
На пост главы партии и правительства претендуют несколько политиков. Борис Джонсон, бывший мэр Лондона и лицо кампании за выход из ЕС, сейчас видится самым очевидным претендентом на престол консерваторов. Конкуренцию ему может составить Тереза Мэй, министр внутренних дел, которая выступала против «развода» с Брюсселем. По сообщениям британской прессы, сторонники Кэмерона помогут Мэй победить. «В аду найдется специальное место для Бориса, – сообщил Sunday Times один из соратников премьера, раздосадованный исходом плебисцита. – Мы должны поддержать Терезу».
К идее, что следующим лидером должен стать Джонсон, скептически отнеслись депутат Алан Дункан и министр малого бизнеса Анна Соубри. Другими претендентами на пост премьера являются министр труда и пенсий Стивен Крабб, министр бизнеса Саджид Джавид и министр энергетики Эмбер Радд.
В то же время за кулисами сторонники бывшего мэра не сидят без дела. Майкл Гоув, поддержавший брекзит министр юстиции, агитирует лоялистов Кэмерона выступить за Джонсона. По слухам, Гоув уже обратился к одному из главных приближенных Кэмерона, министру финансов Джорджу Осборну с предложением объединить силы. Это очень поможет Джонсону, так как Осборн, хоть и непопулярен среди обычных членов партии, имеет много сторонников среди депутатов. Если бывший мэр сумеет пересилить антагонизм парламентской фракции и попасть в финальную «двойку», победа наверняка окажется у него в кармане.
Самый, пожалуй, интересный вопрос касается грядущих действий нового премьера. Согласно принятому в 2011-м закону Fixed Time Parliament Act, срок работы парламента составляет пять лет. Новый лидер тори скорее всего захочет обновить свой мандат с целью заручиться демократической поддержкой и инициирует внеочередные выборы в парламент, благо такие возможности есть.
Лондон