Глава британского правительства Кир Стармер настроен решительно: он готов наладить отношения с КНР, как бы это ни раздражало Трампа. Фото Reuters
Глава правительства Великобритании Кир Стармер отправляется в КНР. Нога британского премьера последний раз ступала на китайскую землю в 2018 году. Столь длительный перерыв вызван тем, что британцы до сих пор продолжают критиковать Пекин за нарушения прав человека в Гонконге, которым Лондон владел до 1997 года. К старым обвинениям в адрес КНР постепенно добавляются новые – в шпионаже и враждебной политике. Но Стармер надеется, что в отношениях двух держав наступит оттепель. У Великобритании и КНР много взаимных экономических интересов. Кроме того, британский премьер еще во время предвыборной кампании обещал наладить отношения с китайцами, несмотря на то что это не нравится США.
Как передает агентство АР, Стармер рассчитывает улучшить доступ британской продукции на гигантский внутренний рынок Китая и добиться выгодных договоренностей в сфере финансовых услуг, продажи автомобилей и шотландского виски. Предусмотрена встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Премьера будет сопровождать министр бизнеса и торговли Питер Кайл и десятки глав частных корпораций. Но визит несет с собой и серьезный риск. Во-первых, среди британских политиков есть те, кто настроен на конфронтацию по отношению к Китаю. Во-вторых, улучшение британско- китайских связей может вызвать гнев президента США Дональда Трампа, который считает усиление влияния КНР в мире угрозой его стране.
Китайские эксперты, такие как Чжао Минхао, профессор университета Фудань в Шанхае, подчеркивают, что Стармеру нужно осознать: «Китай теперь не только фабрика мира, он становится и глобальным рынком». Но Керри Браун, директор Lau China Institute в Королевском колледже в Лондоне, обратил внимание на то, что британско-китайские отношения переживают то времена подъемов, то резких падений. В 2015 году в Великобританию приезжал Си, и тогдашний премьер Дэвид Кэмерон даже пригласил его в паб. Это было, по словам Кэмерона, «золотой эпохой» в двусторонних отношениях. А потом, после протестов в Гонконге, последовал длительный спад. Лондон критиковал Пекин за зажим гражданских свобод в этом городе и, позднее, за поддержку России в ходе кризиса на Украине.
А сам Стармер, занявший пост главы правительства в 2025 году, после того как его Лейбористская партия победила на выборах, характеризует свой подход к Китаю как сугубо прагматический: с одной стороны, он защищает страну от китайского шпионажа и других видов вмешательства, с другой – налаживает дипломатический диалог и развивает экономическое сотрудничество. Свое реноме защитника интересов отечества Стармеру нелегко отстаивать. Он не выполнил обещание поднять доходы британцев. Неудивительно, что в опросах лейбористы отстают от крайне правой политической партии Reform UK. Мало того, однопартийцы подумывают, не пора ли сменить своего лидера на более популярного, чем Стармер, мэра Манчестера Эндрю Бернема.
Нельзя упускать из виду и то, что происходит в отношениях Великобритании с США, которые Лондон всегда считал краеугольным камнем своей безопасности. Стармер старался наладить крепкие личные связи с Трампом. До недавнего времени британский премьер был очень осторожен в своих высказываниях об американском президенте и его политике. Стармер воздерживался от критики Трампа, даже когда тот, не стесняясь в выражениях, ругал иммиграционную политику Лондона или выступал с нападками на мэра Лондона Садика Хана. Но с недавних пор в, казалось бы, прочном фундаменте отношений британского премьера и американского президента образовались трещины. Стармер назвал неправильной позицию главы Белого дома по Гренландии, а пренебрежительные высказывания президента США о роли британских солдат во время войны в Афганистане – оскорблением. Тут британскому премьеру пришлось обратиться за помощью к королю Карлу III. Тот без лишней огласки напомнил Трампу, что Великобритания потеряла в Афганистане более 400 человек убитыми, а принц Гарри, наследник престола, участвовал в боях как пилот вертолета.
На этом фоне, по словам упоминавшегося выше профессора Чжао, среди союзников США растет стремление просмотреть заново отношения с непредсказуемым Трампом и активизировать контакты с КНР. Вслед за премьер-министром Канады Марком Карни и Стармером в Поднебесную отправится канцлер ФРГ Фридрих Мерц.
Естественно, за поездкой Стармера тщательно будут следить в Гонконге. Газета South China Morning Post утверждает, что она будет иметь ни много ни мало историческое значение. Пекин не должен упускать открывающиеся возможности. В свете углубляющегося кризиса в отношениях между США и их союзниками следует сделать ставку на укрепление связей со всеми крупными державами в Западной Европе, и не только с Соединенным Королевством. Тем более что старый альянс англосаксонских стран распадается. Прошлого не вернуть. Остается надеяться, что в Лондоне это сознают. Поэтому визит в Китай Стармера, а за ним и лидеров других стран – союзников Америки должен послужить символом того, что прежняя политика Вашингтона, направленная на сдерживание Пекина, терпит провал, утверждает влиятельная гонконгская газета.

