Среди всех участников Arctic Endurance первыми в Гренландии появились датские военные. Фото Reuters
В Гренландию начали прибывать военнослужащие из европейских стран в рамках подготовки к учениям, которые пройдут с 15 по 17 января. Видимо, Дания решила продемонстрировать Белому дому, что она на международной арене не одинока и в случае чего способна защитить территорию своей отдаленной автономии. Накануне датско-американские переговоры закончились провалом. Администрация президента Дональда Трампа не сняла претензий на Гренландию. Тем не менее планы Белого дома относительно острова все еще остаются туманными.
С 15 по 17 января на острове пройдут военные учения под названием «Арктическая выносливость» (Arctic Endurance). В рамках операции военнослужащие из Германии, Франции, Великобритании, Канады (страны, чей внешнеполитический курс все больше сближается с курсом европейских членов НАТО), Нидерландов, Норвегии и Швеции выполнят разведывательные задачи и обсудят возможности укрепления безопасности в Арктике. По информации СМИ, учения проводятся по запросу Копенгагена и координируются из датской столицы, а не через структуры НАТО.
«Арктическая выносливость» выглядит как ответ на провалившиеся переговоры датчан с американцами 14 января относительно притязаний США на Гренландию. Американскую сторону на них представляли вице-президент Джей Ди Вэнс и госсекретарь Марко Рубио, датскую – министр иностранных дел Ларс Лёкке Расмуссен и глава МИД Гренландии Вивиан Моцфельт. Трамп на встрече не присутствовал. По ее итогам высокопоставленный датский глава МИД заявил о сохранении «фундаментальных разногласий» с Вашингтоном.
По сути, эти «фундаментальные разногласия» состоят в том, что администрация Трампа не планирует отступать от своих первоначальных планов купить (или в крайнем случае захватить) Гренландию.
Такая позиция объясняется американским президентом и его сотрудниками просто: для США вопрос владения островом – это вопрос обеспечения национальной безопасности, особенно в условиях, когда на Гренландию свои виды якобы имеют Пекин и Москва. Разубедить в этом своих собеседников главе датского МИД не удалось. Расмуссен после встречи частично опроверг утверждение, будто острову кто-то угрожает. По его словам, ВМС Народно-освободительной армии Китая не появлялись возле острова около 10 лет.
В ходе переговоров стороны пришли к договоренности создать рабочую группу для обсуждения способов преодоления разногласий. «Группа, на наш взгляд, должна сосредоточиться на том, как решить проблемы безопасности Америки, в то же время не нарушая красных линий Королевства Дания», – заявил журналистам Расмуссен. Между тем, с учетом неуступчивости американской стороны, в «успехе» данной рабочей группы сомневаться не приходится.
Несмотря на то что и в Копенгагене, и в Нууке от сотрудничества и диалога с Вашингтоном не отказываются, о своих позициях и там и там заявляют открыто. Расмуссен сказал, что остров Трампу не достанется. А 13 января глава гренландского правительства Йенс-Фредрик Нильсен на встрече в Копенгагене с премьер-министром Дании Метте Фредериксен заявил, что, если встанет выбор между США и Данией, гренландцы выберут последнюю.
|
|
Глава МИД Гренландии Вививан Моцфельт и глава МИД Дании Ларс Лёкке Расмуссен не стали фотографироваться вместе с американскими участниками переговоров. Фото Reuters |
С Данией спокойно. США же, напротив, являются источником тревожных новостей. В отдельных штатах, например Миннесоте, то и дело вспыхивают протесты, связанные с попытками Белого дома усилить контроль над местными делами. В этих условиях присоединение к США выглядит малоприятной перспективой для гренландцев. Что касается вопроса безопасности, согласно договору, подписанному с Данией еще во времена холодной войны в 1951 году, военные США и так имеют широкий доступ в Гренландию. Соглашение позволяет им «строить, устанавливать, обслуживать и эксплуатировать» военные базы по всей Гренландии, «размещать персонал» и «контролировать посадки, взлеты, якорные стоянки, швартовки, перемещения и эксплуатацию кораблей, самолетов и водных судов». Тем не менее пока военная база у них всего одна. Стало быть, как и в случае с Венесуэлой, дело тут вовсе не в безопасности, а в ресурсах, которыми остров богат, или, возможно, в личных причудливых представлениях Трампа о том, каким должно быть величие Америки.
В чем дело точно не заключается – это в намерении президента таким образом повысить популярность в США. Согласно последнему опросу, заказанному телекомпанией CNN, 75% американцев выступают против присоединения Гренландии. Включение острова в состав США хоть мирным, хоть военным путем не пользуется поддержкой даже большинства республиканцев – однопартийцев Трампа.
Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин в комментарии «НГ» отметил, что созданная по итогам датско-американской встречи рабочая группа напоминает сюжет 20-летней давности. «В начале 2000-х решался вопрос с включением радиолокационной станции Туле (в 2023 году переименованной в космическую базу Питуффик. – «НГ») в систему американской противоракетной обороны», – объяснил эксперт. Были созданы две экспертные делегации – американская и датская, в каждую из которых вошли шесть представителей от соответствующих министерств иностранных дел и двое от министерств обороны, в американскую делегацию также были добавлены два сотрудника посольства США в Дании.
«Но тогда страхи и опасения гренландского правительства были связаны не с экологией или угрозой милитаризации, а с тем, что гренландский бюджет может потерять доходы от обслуживания американского военного объекта и что авиабаза Туле вообще может быть закрыта из-за экономической нецелесообразности», – отметил Белухин. Сейчас же, по его мнению, главная проблема заключается в том, что планы американской администрации и объекты, которые планируется возвести на территории Гренландии, остаются неясными.

