0
2511
Газета Акцент Интернет-версия

16.09.2003 00:00:00

Сокровища Доджей

Тэги: додж, коллекция, выставка


додж, коллекция, выставка Советская тюрьма стала главной школой нонконформизма.
Леонид Ламм. Бутырка. Акварель из собрания Нортона и Нэнси Додж.
Фото предоставлены Художественным музеем Циммерли

Меньшинство среди меньшинства

Американский университет - это племя, поделенное на кланы. Корпоративная традиция поддерживается и пестуется на всех уровнях иерархии. У каждого университета есть свой конструирующий миф. "Меньшинство посреди меньшинства" - вот миф Ратгерса.

Голландская Реформатская Церковь никогда не была господствующей церковной общиной Америки. А в 1766 году миноритарная фракция внутри этой церкви основала небольшой колледж (восьмой по счету в американских колониях). Таким было первое зерно будущего Университета Ратгерс. В эпоху политической корректности положение "меньшинства посреди меньшинства" служит сильным политическим аргументом. И местные интеллектуалы уверенно продолжают традицию. Так, университетские издания по разделу, к примеру, "гэй стадис" вывели Ратгерс на центральное место в области академических исследований проблематики сексуальных меньшинств. Конечно, именно такой университет - идеальное место для коллекции советских нонконформистов. Ведь нонконформисты всегда были именно "меньшинством среди меньшинства". Маленькими оппозиционными группами посреди рыхлой советской интеллигенции.

Преподаватели и исследователи искусства в Ратгерсе тоже издавна идут своей собственной дорогой. В шестидесятые, когда выученики ведущих арт-школ Америки еще были увлечены абстракционизмом и теориями Клемента Гринберга, художники в Ратгерсе уже изучали дзен, штудировали Маркса и учились перформансу у Алэна Капроу (который, как известно, придумал слово "хеппенинг"). На сегодняшний день Ратгерс - одно из основных мест в Америке, где изучают современное русское искусство. И происходит это во многом благодаря коллекции Доджей. Ритм жизни русского отдела Циммерли-музея - не меньше четырех выставок в год (с обязательной публикацией брошюр) и один раз в два года - большая выставка с объемистым каталогом. Книга "От ГУЛАГа до гласности", подготовленная на основе коллекции, стала справочником по русскому искусству второй половины века.

Музей изящных искусств (а ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина) был основан как вспомогательный учебный музей при Московском университете. Увы, университетский художественный музей - явление, которого фактически не существует в современной России. Блестящее собрание Леонида Талочкина, хранящееся в РГГУ, - исключение, которое подтверждает правило: этот музей существует за счет скудных госсредств в основном здании университета, совершенно не приспособленном для хранения и показа произведений. Главное отличие заокеанских музеев такого рода состоит в том, что в Штатах коллекционеры не просто дарят коллекции. Они также дают деньги на строительство и основывают фонды, которые помогают двигаться дальше. Университетский художественный музей в Америке - одна из основ музейной сети. Это никак не "музейное меньшинство". И по своей экспозиционной площади Циммерли-музей, пожалуй, побольше Музея современного искусства Церетели.

Москва, Питер и Нью-Брансвик

Нортона Доджа не любят в России. Причины этой нелюбви трудно объяснить, потому что его собрание - лучшее. Возможно, впрочем, что причина именно в этом. Возможно, что нашим искусствоведам стыдно признаться в том, что лучшая коллекция русского искусства второй половины XX века хранится не в Русском музее или Третьяковской галерее. Не в Москве или Петербурге, а в небольшом городке Нью-Брансвик.

Нортон Додж начал собирать свою коллекцию в пятидесятых. Молодой докторант писал тогда диссертацию о роли женщин в экономике Советского Союза. И попутно увлекся "запрещенным искусством". Увлечение постепенно переросло во вторую профессию. Он приезжал в Союз не раз, и каждый раз увозил с собой новые работы непризнанных художников. Затраты на их приобретение были тогда невелики. Стоимость коллекции сегодня трудно измерить. Возможно, именно в этом - еще одна причина того, что Доджа принято не любить. Он никогда не был мультимиллионером, как немец Петер Людвиг (посреди огромного собрания которого есть и русская часть). И, по общему мнению, никогда не переоценивал работ при их покупке.

Глядя из России, трудно представить себе масштаб этого собрания. По своему историческому и художественному значению оно неповторимо. Потому что другой такой коллекции сегодня собрать уже нельзя. Время ушло. Как считает доктор Алла Розенфельд (она руководит русским отделом Циммерли-музея), есть две черты, которые отличают это собрание. Во-первых, оно представляет лучшие работы важных художников середины шестидесятых - семидесятых годов. Во-вторых, это - всеобъемлющая коллекция, которая не отобрана на один вкус, а представляет разные направления. И сегодня выставки из собрания Доджей разъезжают по всему миру. Амстердам, Лиссабон, Будапешт, Таллин (не говоря уже о турах по Америке)... Увы, не по России.

Всего час езды от Нью-Йорка. Маленький университетский музей. Два этажа русского искусства. Один этаж - Питер. Другой - Москва. 30 лет в истории русского искусства, которые теперь можно изучить только здесь.

Нью-Брансвик-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
551
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
658
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
785
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
772

Другие новости