0
896
Газета Акцент Интернет-версия

23.04.2004 00:00:00

Пиф и Матисс

Тэги: комиксы, выставка, марс


23.04–09.05. III Московский международный фестиваль рисованных историй, комиксов и манги «КомМиссия-2004». Центр современного искусства М’Арс.

Россия – родина комикса. Так же как слоны и радио, рассказы в картинках существовали в России задолго до появления их на Западе. Только назывались они по-другому – лубками. И вымерли после революции, как мамонты после оледенения.

Лет десять тому назад современного комикса на Руси еще не было. Зато был энтузиаст – Хосе Аланиз, работавший в одной из московских англоязычных газет: Хосе сам рисовал смешные картинки для своего издания и заодно писал тезисы по восточноевропейскому комиксу то ли в Беркли, то ли где-то еще на Западе. Хосе был в восторге от югославов и просил моей помощи в поиске русских объектов для своей диссертации. Русских комиксистов было мало. Илья Китуп – но он уже уехал в Германию. Жора Литичевский – но он уже стоял на пороге отъезда. Были еще несколько коммерческих комикс-проектов – довольно вялых...

И вдруг! Три дня назад директор Французского центра вручает мне красиво отпечатанную брошюру. На ее обложке черным по белому написано «Французский и франкофонный комикс». Оказывается, в Москве уже третий год подряд проходит фестиваль рисованных историй. И в этом году в центре внимания – французские участники.

Моими первыми комиксами были приключения Пифа, изданные русским издательством на каком-то индонезийском наречии. При Брежневе немного было свежих западных книг, которые можно было свободно купить в магазине. Как ни странно, на Зубовском, в Доме книги, продавали комиксы про Пифа не только в русско-индонезийском, но и в оригинальном французском варианте. Три такие книги были гордостью моего детства. Из них я хорошо помню иностранное слово «вруууум» (обозначает стремительное движение). Но старина Пиф давно умер, а французский комикс на месте не стоит.

Паскаль Рабате проиллюстрировал толстовского «Ибикуса». Жорж Волински нарисовал «Женские (и мужские) права». Бенжамен Струн вообще ведет курс по истории комикса в Женевском университете. Комикс – это не только красота возвышенного идиотизма, комикс – это очень серьезно. Окончательно убедить в серьезности этого занятия может пример Андре-Марка Делок-Фурко. Человека, при имени которого сразу портится настроение у российских музейных бюрократов.

В России Андре-Марк известен как почетный личный враг Ирины Антоновой, пожизненного директора Пушкинского музея. Также господин Делок-Фурко – потомственная головная боль всех наших министров культуры, начиная по крайней мере с товарища Демичева. Причина в том, что Андре-Марк – прямой наследник Сергея Щукина, знаменитого русского собирателя, и время от времени (как только очередные картины Матисса из щукинской коллекции везут на зарубежные гастроли) он заявляет о своих законных правах. Шум в прессе, скандал... И никакого результата.

Завтра Андре-Марк Делок-Фурко впервые выступит в России как директор Национального центра комиксов в Ангулеме. 24 апреля он прочтет в «М’АРСе» лекцию. И, наконец, расскажет русской публике о рисованной истории как высоком произведении искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
546
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
652
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
778
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
765

Другие новости