0
709
Газета Акцент Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

Неприкрашенная Победа

Тэги: фотография, война, выставка


фотография, война, выставка Сесил Битон. Готов к взлету.
Фото из Государственного архива Российской Федерации.

8.05–10.06. Выставка «1418 дней». Московский дом фотографии.
13.05–5.06. Выставка «Британия–Россия: общая Победа». Галерея на Солянке.
12.05.–20.06. Выставка «Искусство на войне». Выставочный зал проекта «Фабрика».

Делать фотовыставки о любой войне – что ходить по тонкому льду. Не принизить, не приукрасить, показать подвиг и грязь. Делать выставку о войне минувшей - еще сложней. Развешанными по стенам репортажными снимками не обойдешься - нужен опыт осмысления. Ну и подход, конечно.

Грандиозная «1418 дней», занявшая собой весь Дом фотографии, – как оборудованный по последнему слову техники архив. При входе – три монитора, на мониторах – череда дней войны. Кликаешь на дату – высвечивается фото и текст сводок, звучавших по радио в тот день. Войска наступают, отступают, совершают прорыв, занимают позиции. Сейчас это называлось бы блогом – онлайн-дневником войны и Победы. Тесное и не слишком удобное пространство Дома фотографии диктует свои условия, но этот лабиринт «сыграл». По разным залам - тематические подборки снимков без оглядки на имена (хотя имена самые что ни на есть: Халдей, Темин, Кудояров...)

Светло-серый зал: «22 июня». Лица, обращенные вверх, к громкоговорителю, белые платья, ужас, мешающийся с воодушевлением. Багрово-красный: «Горе». Смерть. Трупы. Слезы. Положенные рядком изувеченные тела, силуэт виселицы, вырисовывающийся на вечернем небе, старуха в чепце с оборочками, лежащая в гробу. «Оборона», «Жить!», «Битва» – пустые улицы, заводы, снаряды, взрывы, скрипач в гимнастерке у разрушенной стены, спящие люди на «Маяковской», приткнувшийся меж двух спящих солдат щенок. Взрывы, воронки, атаки. Старухи с ухватами и вилами конвоируют двух пленных немцев.

И финал – на самом верху, на третьем этаже, зал «Победа». Портреты военных лет – молодые, смеющиеся победители. И они же спустя полвека. Тут же маленькая серия американки Энн Ноггл начала девяностых – наши бабушки-фронтовички, сфотографированные в неуместно-постановочной эстетике «простой стул и полотняный задник».

Выставка в Галерее на Солянке – как бы из той же серии, британское фото военных лет, около сотни снимков. Да, лучшие британские фотографы того времени, в том числе Сесил Битон. Но все равно – не стоило бы, ей-ей, поднимать вокруг столько шума, если бы не одно «но». Эту выставку в России уже видели – шестьдесят с лишним лет назад, во время войны. Тогда, в январе 1943 года, в московском Доме ученых она шла под названием «Британия в дни войны»: англичане показывали союзникам, как живет их страна, – фермеры вскапывают поля, семья позирует перед объективом, летчики улыбаются перед боевыми вылетами. Известны списки гостей, приглашенных тогда на открытие выставки: Александр Фадеев и Алексей Толстой, Константин Симонов, Александр Твардовский и Самуил Маршак, «Кукрыниксы», Владимир Немирович-Данченко. В мае 1943 года, под слегка подкорректированным названием («Великобритания в дни войны») выставка отправилась в Куйбышев, в 1944 году демонстрировалась в Свердловске как «Молодежь Великобритании в дни войны». Компанию британским снимкам составят работы нашего соотечественника Виктора Темина – первого, кто запечатлел советский флаг над зданием Рейхстага.

В выставочном зале проекта «Фабрика» (это и впрямь фабрика - технических бумаг, поэтому пространство огромное) пошли по другому пути. Получилась полноценная инсталляция. Фотографий немного – они размещены на крышках ящиков из-под артиллерийских снарядов, стоящих на полу, и подсвечены лампочками-солдатиками. Основное внимание – на девять экранов, где проецируются фильмы, составленные Сергеем Мироненко на основе реальных военных кинохроник из Красногорского архива. Смонтированные кадры парадной и непарадной стороны войны, выпускники, уходящие на фронт, фронтовик, вылепивший бюст Сталина, – и все это то под вальс «Сопки Маньчжурии», то под хулигана Утесова, певшего в годы войны старые песни на новый лад: «С берлинского кичмана...»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
233
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
249
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
166
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
101

Другие новости