0
3683
Газета Антиквариат Интернет-версия

21.12.2001 00:00:00

Современные русские художники на Сотбис

Тэги: сотбис, антиквариат


В рамках "Русских торгов" 20 ноября аукционный дом Сотбис выставил целый стринг художников, которых принято называть "андерграундом шестидесятых". Всего таких работ на Нью Бонд Стрит был 21 лот. А день спустя в "Олимпии" - сэйлруме Сотбис на Хаммерсмит Роуд был проведен аукцион "Искусство XX века", где из 225 лотов 53 имели аналогичное российское происхождение.

Такое внимание к современным русским художникам надо отнести исключительно к заслугам руководителя русского департамента Сотбис Джоанны Викери. Это ее радениями живопись, графика и скульптура 60-90-х гг. после долгого перерыва вновь начала становиться предметом аукционирования на Западе. Отвечая на вопрос об аукционных перспективах этих художников, г-жа Викери говорила о том, что "их надо выставлять потихонечку". То есть надо начинать, однако "дорога здесь более длинная", и она надеется, что, может, "лет через пять-десять" эти имена станут завсегдатаями аукционных торгов.

А пока результаты оказались таковыми: на "Русском сэйле" 20 ноября из 21 лота продалось 6, на "Искусстве XX века" 21 ноября - из 53 лотов ушло 23. Правда, в последнем случае чистота эксперимента размывалась тем, что в русском стринге присутствовали работы художников, которых у нас принято относить к классике, пусть даже и начала XX столетия...

Торги 20 ноября начались лотом # 180 - полотном Михаила Андреенко (1894-1992) под названием "Абстрактная композиция" (26х34). При оценке 4,4-5,9 тыс. долл. его за 4 тысячи купил известный русский дилер старого искусства. Следующим лотом шел Анатолий Зверев. Его ранний "Натюрморт с бутылкой" (56х39; 1958) ушел за 5,7 тыс. долл. (оценка 5,9-8,8). Примечательно, что эта работа, как и большинство из выставленных на "Русских торгах" 20 ноября, происходила из коллекции Георгия Костаки (так было указано в каталоге в рубрике "Провенанс"). В такую же сумму обошлась новому владельцу картина Александра Захарова "Летающая щука" (120x157; 1989), хотя ее эстимейт был выше - 7,3-10,3 тыс.

Были сняты с торгов, не достигнув резерва, полотна Владимира Яковлева ("Все для Глезера", 64х48; гуашь на бумаге), оцененная предварительно в 4,4-7,4 тыс. долл. и Льва Кропивницкого ("Достойная личность", 125х125; 1988), эстимейт которой составил 7,4-10,3 тыс. долл. А вот работа Льва Межберга "Бухара" 1977 года (89х102) была куплена все за те же 5700, хотя ее оценка была такой же, как и у Кропивницкого.

Литография Гриши Брускина (так, помнится, он называл себя раньше, а теперь в каталоге Сотбис написано "Григорий Давидович"), - а это, как обычно, была "Алфавитная композиция" (62х47), ушла почти по нижнему эстимейту за 2129 долл. Не достигли резерва две эротизированные скульптуры Леонида Пурыгина, обе полированной бронзы 1988 года выпуска, высотой 32 и 35 см, "Она бабочка" и "Его: автопортрет". За них было назначено по 7,4-10,3 тыс. долл. Не ушла и еще одна скульптура - мобиль Леонида Сокова "Ленин и Кальдер" 1994 года. Торговались за нее до 24 тысяч (!), но также не дошли до резерва. Оценка этого лота составляла 29,5-44,2 тыс. долл.

На следующий день на аукционе "Искусство XX века" многие лоты можно было отнести к "традиционной классике": например, картины Касаткина, А.Альтмана, Малявина, Экстер, Анненкова, Кустодиева, Гончаровой, Д.Бурлюка (все - не продано). Из вещей этого разряда ушли единицы. "Собор Василия Блаженного" (34х26), подписанный Исааком Бродским, продался за 2600 долл. Лубочного вида зимняя деревенская картинка, подписанная Константином Коровиным и совершенно не похожая на него (35х42; 1930) с эстимейтом 1,8-2,2 тыс. долл. вызвала оживление в зале и ушла в результате за 11 тысяч!

Живо распродавались произведения театрально-декорационного искусства 1920-1930-х гг. Пара костюмных эскизов Валентины Ходасевич 1921 года (37х22 и 37х23) ушла по среднему эстимейту за 2600. Эскиз костюмов двух полицейских для "Смерти Тарелкина", который приписывался Александре Экстер (50х34; 1925), купили за 880 долл. Пара театральных эскизов Михаила Ларионова (34х26 и 27х30) обошлась новому владельцу в 520 долл. Костюм работы Александра Бенуа (46х31; 1928) стоил 1400 долл., а пара его же эскизов декорации для оперы "Богема" (22х29 и 22х31) - 4 тысячи.

Бенуа был представлен еще тремя лотами с провенансом "из семьи художника". Ушли пейзажи: пара сельских видов (30х44; 1946 и 22х32; 1936) за 4 тысячи, пара городских видов (26х31; 1928 и 37х44; 1953) за 4,6 тыс. долл.

Официоз 1950-1960-х годов также был представлены в коллекции XX века. "Обнаженная" Вепхвадзе оценивалась в 1,2-1,5 тыс. "Руставский металлургический завод" Кобелиани - в 900-1200. Огромное полотно "Украшают елку" Гуляева (166х128) - в 7,5-10,5 тыс. Вся группа "соцреалистов-худфондовцев" ограничилась продажей единственного полотна "Зимний день", написанного Геннадием Малышевым в 1974 году (89х95). Его конечная цена составила 7 тыс. долл.

"Андерграунд" прошел успешнее. Хотя ни Зверев ("Женская головка", бумага, ручка; 20х14; 1964; 1,2-1,8 тыс. долл.), ни Яковлев ("Голубой цветок", бумага, гуашь; 41х30; 6-7,5 тыс.) покупателя не нашли. Та же судьба ожидала и работы других известнейших художников: Эдуарда Штейнберга ("Композиция", коллаж на бумаге; 51х42; 1985; 2,7-3,3 тыс.), Евгения Кропивницкого ("Женская головка", бумага, карандаш; 64х53; 1916; 3-4,5 тыс.), Бориса Мессерера ("Трио граммофонов", 160х200; 1980; 6-9 тыс.), Франсиско Инфанте (фотомонтаж, 50х50; 1979; 4,5-7,5 тыс.). Не куплены и работы Э.Зеленина, А.Голомазова, Д.Грецки, О.Лягачева, Е.Михнова-Войтенко, С.Арутюняна.

Зато ушли "Карты" Владимира Немухина (коллаж на дереве, 41х36; 1989). Композиция достигла нижней оценки - 2650 долл. "Коллаж: портрет" работы Юрия Красного (69х56; 1979) также "по низу" был продан за 3500. "Обнаженная. 1.3.1986, четв. 7 ч. 34 мин." кисти Василия Ситникова (114х63) оценивалась предварительно в 6-9 тыс. долл., а продана была за 5300. Коллаж "Сталин", выполненный Олегом Соколовым в 1960 г. (41х29), получил конечную цену 6100 долл. Заинтересовал покупателей и крупный офорт Дмитрия Плавинского "Собор" (90х59; 1972) - ушел за 2100. А закончилась русско-советская часть аукциона "Искусство XX века" характерным коллажем Кирилла Данелия с бутылкой водки на фоне разломанных ящиков. Его "Востребованная" размером 46х47 см 1990 года выпуска досталась покупателю за 3,7 тыс. долл.

Стоит отметить, что провенанс большинства андерграундных лотов и этого аукциона отсылает к известным западным коллекциям неформального искусства: Георгия Костаки и Александра Глезера.

Лондон-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2060
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4751
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2602
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2990

Другие новости