0
1138
Газета Антиквариат Интернет-версия

10.09.2010 00:00:00

Гений местный

Тэги: екатеринбург, биеннале


екатеринбург, биеннале Живопись Геннадия Власова на заводе «Уралмаш», Владимир Селезнев и его проект «Метрополис», Владимир Наседкин и Татьяна Баданина, проект Леонида Тишкова «Цех по производству даблоидов».
Фото автора

Проект, открывшийся в Екатеринбурге, носит название 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Слово «индустриальная» здесь ключевое – мощное промышленное производство определяет не только экономический и социальный, но и культурный контекст региона. От этой константы организаторы и отталкивались: основные проекты биеннале разместились в цехах крупнейших действующих заводов города. Цель двустороннего взаимодействия – с одной стороны, ввести «невидимые» в повседневном круговороте предприятия в культурную жизнь города, с другой – следуя кураторскому тренду, выгодно экспонировать современное искусство на фоне кирпичных стен и работающих станков.

Биеннале – первый столь масштабный проект для Екатеринбурга. В отличие от культурных проектов соседней Перми, где инициатива исходит из центра и является привнесенной, здесь проект опирается скорее на внутренние ресурсы. Правда, курировать основной проект пригласили все-таки столичных мэтров – Екатерину Деготь и Давида Риффа, которые подтянули также румынско-голландского куратора Космина Костинаса. Была ли в этом необходимость – вопрос спорный. Основной проект, разместившийся в роскошном с экспозиционной точки зрения конструктивистском здании бывшей типографии, оказался принципиально отличным от остальных блоков биеннале. Кураторы попытались проследить сразу несколько тем (тут и размышления о понятии ударника, и капиталистическое строительство, и так называемая экономика свободного времени и др.), провести несколько генеральных линий, которые в итоге смешались, перепутались, как клубок, и так и не сплелись в единую ткань. Слишком концептуальный для неподготовленного зрителя (Екатеринбург качественного современного искусства все-таки видел немного) проект оказался еще и совсем незрелищным. Произведения были подобраны очень разные – копии с работ прошлого века, реплики и даже исторические артефакты. Часть из них – достойная (в частности выделяются подборки видеоарта), часть – откровенно слабые работы. Сумбурно составленная экспозиция также добавила сложностей, а в целом в проекте чувствовалось столичное «горе от ума» и изрядная доля высокомерия. Екатерина Деготь еще на пресс-конференции объявила, что скидку на зрителя кураторы делать не стали. Для первой в городе биеннале это большой риск. Учитывая, что на городскую рекламу биеннале, вероятно, не хватило денег, привлечь зрителя, для которого все это собственно создавалось, будет непросто.

В этом смысле специальные проекты, расположенные на заводах и собранные по концепции комиссара биеннале Алисы Прудниковой, выглядят гораздо более уместными. Прежде всего большинство произведений было создано специально под биеннале и обыгрывает его тему, исследуя архитектурный контекст города, тему труда и индустрии, эстетику заводского бытия. Так, Влад Ефимов и Сергей Леонтьев показывают серию лайтбоксов с фотографиями екатеринбургского конструктивизма и его жителей, Владимир Наседкин и Татьяна Баданина основали свой проект на планах тех же самых заводов. А произведения екатеринбургского художника Геннадия Власова, написанные им прямо на плоскостях станков и шкафов Уралмаша в 1980-е, и вовсе стали почти археологическим открытием биеннале. Произведения site specific воспринимаются как родные, гораздо более близкие к изначальному контексту, и полнее отвечают задачам биеннале. Привлекательные и несложные (но отнюдь не глупые) инсталляции в первую очередь вызывают у зрителя любопытство и желание познавать современное искусство, а не пугают множеством подтекстов.

О разнице в подходах (и о естественном напряжении) кураторы сами говорили на пресс-конференции. Не менее болезненным вопросом стала и проблема финансирования биеннале. Кураторы жаловались на его нехватку и несвоевременность, директор ГЦСИ Михаил Миндлин сетовал на постоянную необходимость доказывать важность поддержки современного искусства. А замминистра культуры Павел Хорошилов, также присутствовавший на открытии, объявил, что он пока не понимает, в каком статусе выступает биеннале, а без этого вопрос о деньгах решать трудно. По информации организаторов, на проект было собрано из разных источников около 9,5 млн. руб., а, например, на участие России в Венецианской биеннале затрачивается до 20 млн. руб.

Тем не менее, несмотря на сложности и противоречия, биеннале начала работу, захватив помимо типографии и заводов еще целый ряд выставочных площадок (там разместилась параллельная программа). Будет ли проект интересен местной публике, покажут время и статистика посещений. Пока же на официальном открытии залы не ломились от народа, жаждущего искусства. А труженики тех самых заводов часто и не подозревали о том, что буквально у них под боком красуются шедевры. Призванные воспитать новый тип сознания, изменить культурный контекст региона и в конечном счете сделать жизнь лучше и веселее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
477
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
517
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
869
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
432

Другие новости