0
958
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

02.10.2003 00:00:00

Туфли в океане

Тэги: ленинград, наводнение


Про наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924 года. - СПб.: Красный матрос, 2003, 36 с.

Очередной экскурс в далекое советское прошлое. Переиздание брошюры начала минувшего века. Ровно через сто лет после событий, описанных в "Медном всаднике", Ленинград постигло наводнение, второе по силе за всю историю города. За сто лет мало изменились декорации и смысл битвы гигантов. Вот как описывает происходившее очевидец: "Волны совершенно разрушили историческую мраморную площадку "Монплезира". Старинная балюстрада времен Петра I, окружавшая ее, смыта до основания. В "Домике Петра" - тоже хаос. Волнами унесены туфли Петра. Халат и кровать удалось спасти". Символическая картина: царские туфли уплывают в Mировой океан┘

Мужество ленинградцев не подлежит обсуждению. Хроника наводнения 1924 года подтверждает это, хоть и в несколько сусальных тонах: "На разрушенной постройке устраивается милиционер. Бодрый и веселый, он мужественно борется со стихией, по горло в воде перенося гибнущих женщин и детей". А вот еще: "Большое самоотвержение проявил один из сотрудников "Роста", который по пояс в воде, иногда проваливаясь по горло, с трудом преодолел расстояние почти в версту, от отрезанного водой помещения "Роста" до главного телеграфа. Он окоченел до такой степени, что только при помощи милиционера мог открыть дверь телеграфа. Мокрый, не раздеваясь, товарищ передал телеграмму в Москву".

Герой? Безусловно. С той лишь оговоркой, что веселый милиционер и самоотверженный репортер "Роста", как, впрочем, и другие персонажи хроники, имели изначальную установку на подвиг, на жизнь в экстремальных условиях. Трудно представить их в расслабленной обстановке, в отсутствие экшна и экстрима. Они будут смотреться в ней так же неорганично, как реклама подгузников, прерывающая "Список Шиндлера". Но революция, наводнение, репрессии, перестройка - для таких людей самый подходящий контекст.

Нелепо было бы спустя триста лет после основания города писать о том, что у питерцев какая-то не такая, неправильная модель поведения. Правильная, но откуда взялась эта привычка бороться, а не жить, выполнять долг, а не получать удовольствие?

В одном из интервью Сергей Шойгу рассказывал о спасении людей, пострадавших при сходе лавин. Их дома были полностью разрушены, сами люди покалечены и испуганы. Больше всего Шойгу поразило, что лавины в этом районе сходят периодически и так же периодически люди отстраивают свои дома на месте схода лавин. Строиться на пепелище, сказал он, это уже даже не инстинкт выживания, это идеология, причем какая-то нездоровая. Связана она не с тем, что больше строиться негде, и не с любовью к родному дому, а с принципом "кто кого": мы стихию переупрямим или она нас угробит. Погибаем, но не сдаемся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
278
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
152
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
163
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
153