0
3987
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

25.11.2004 00:00:00

Зачем кусать Эмиля Золя?

Тэги: Турнье


Мишель Турнье. Полет вампира. Заметки о прочитанном / Пер. с фр. Е.С. Бунтмана, Н.В. Бунтман, С.Б. Райского. - М.: Стратегия, 2004, 320 с.

Когда человек рождается левшой, заботливые родные иногда надевают ему варежку на провинившуюся руку. Иногда он надевает ее сам - сознательно и позже, пытаясь изменить привычный ход вещей притворством правописания.

Сборник полемических эссе француза Мишеля Турнье "Полет вампира", запоздавший у нас с выходом более чем на двадцать лет ("Mercure de France" напечатало его в 1983 году), - такая вот "левая" варежка самого, пожалуй, неоднозначного прозаика современной Франции. Турнье - член Гонкуровской академии, чьи романы-первертыши - "Лесной царь", "Каспар, Мельхиор и Бальтазар", "Пятница, или Тихоокеанский лимб", "Жиль и Жанна" уже переводились на русский язык, даже в университетскую программу входит исключительно как прозаик. Новый мифолог, магический реалист, извлекающий сюжет из непрописанных туманных мест классических произведений┘ Его эссеистика, полная еретического юмора и свободного отношения к авторитетам мировой литературы, при этом поставленная рядом с очередным томом разрозненных сочинений, ломает уже сложившуюся репутацию. Здесь - ирония и прямое столкновение наблюдений, дробящее смыслы до парадокса. Причем столкновение, зачастую преподнесенное в форме эпистолярного и публицистического центона: такова, например, история любви и двойного самоубийства немецкого романтика Генриха Фон Клейста и Генриетты Фогель. Или - рассказ об Андре Жиде с двумя мемуарными опорами на свидетельства Роже Мартен дю Гара и Марии ван Риссельберг, близко знавших нобелевского лауреата 1947 года.

Афоризм названия книги понимаешь сразу: Турнье не скован никакими рамками в подходе к избранному материалу. Он "кусает" классиков за самые неожиданные места: Эмиля Золя - за полную руку латентного фотографа, Жан-Жака Руссо - за изящную шею педофила, а Гете - так прямо за рабочий передник заядлого зоолога, который к началу 1800-1810-х годов, одолеваемый жаждой синтеза гуманитарных и естественных наук, создает "Избирательное сродство" - роман на грани алхимической формулы┘ Турнье педантичен в ссылках - вероятно, надеется на неуклюжую поступь шествующего за ним следом читателя. Реабилитация последнего, кстати, есть один из центральных мотивов "Заметок о прочитанном".

Турнье, в конце 1940-х увлекавшийся антропологией и психологией под руководством легендарного Клода Леви-Стросса, сохранил принципиальность этого подхода и по отношению к чужим сюжетам. Он обобщает, ищет сквозные повторяющиеся образы (Тристана и Изольду, в частности) с целью вывести их на перекрестки реальной жизни. То есть он пытается заглянуть в предмет вдохновения того же, скажем, Гюстава Флобера, но - через его плечо. Как в газету случайного пассажира метро, оказавшегося рядом с вами.

И вера Турнье в необходимость и неизбежность существования почти платоновской, по сути, идеи Творчества безгранична. В этом он - ребенок. Наивен и непререкаем. Забираясь глубже в дебри психоанализа, Турнье доходит до обоснования состояний демиурга. На примере все того же Жида и Жермены де Сталь он излагает теорию Вожделения - жажды миропознания, которая единственная, по его мнению, и результативна в искусстве. Эту жажду он механически называет орексией, не утруждая себя идти дальше медицинского термина, и противопоставляет ей анорексию - нулевую степень желания и интереса. Закрадывается мысль, что не все дело здесь в Жиде и Жермене де Сталь. Или - Прусте и Гессе. Дело - в Турнье. Потому что его "Полет вампира" на то и полет, чтобы удовлетворить прежде всего личную потребность знать. Каждая главка "Заметок о прочитанном" - набросок возможного большого полотна, пока оставленного за недостатком "свечения" изнутри. Довольно сильно "светится" лишь одна заметка - "Вид Версаля. На полях "Мемуаров Сен-Симона", где юный и утомленный возвращением в оправданный после смерти короля-отца Версаль Людовик XV уже готов достаться мучительному перу Турнье. Он ведь как раз в том, любимом нашим автором, возрасте двенадцати лет, когда бы детям не расти больше и вечно сумасбродничать.

┘А левую варежку незаметно стянуть с руки, чтобы писать обеими.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
660
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
768
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
397
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
273

Другие новости