0
1086
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

20.04.2006 00:00:00

Гаврило, где твой револьвер?

Тэги: русские о сербии и сербах, шемякин


Русские о Сербии и сербах. Т.1: Письма, статьи, мемуары / Сост., вступ. ст. А.Л. Шемякина. – СПб.: Алетейя, 2006, 680 с. (Bibliotheca Serbica).

К античной, византийской, британской, древнерусской сериям питерской «Алетейи» прибавилась и сербская. Первый том сборника «Русские о Сербии и сербах» рассказывает о событиях 1860–1910-х годов. Для Сербии это была плотно насыщенная событиями эпоха. Одних только войн она за эти полвека вела пять штук – и считается, что выиграла в четырех. Плюс получение полной независимости от Османской империи (до 1878 года она оставалась вассальным княжеством), плюс государственное и культурное строительство, осознание себя суверенной частью Европы.

Как раз в эту эпоху и зачастили в Сербию русские. Ехали с разной целью. Кто – повоевать против турок. Кто – написать чувствительный очерк о бедном, но гордом и воинственном славянском народе. Ездили и с научными, и с дипломатическими целями. Ездили, наконец, посмотреть на уцелевшие древнеримские башни и византийские базилики.

Потому-то столь пестрой и получилась книга о Сербии рубежа ХIХ–ХХ веков. В тщательно подготовленный сборник вошли путевые записки, очерки, воспоминания, частные письма, научные исследования, официальные документы. Среди авторов – Иван Аксаков и Лев Троцкий, Глеб Успенский и Александр Амфитеатров, генерал Епанчин и князь Трубецкой┘ Для них Сербия – дружественная, но неблизкая и слегка экзотическая страна. Здесь любят русских, но торговать предпочитают с соседями – турками и австрийцами. Молятся по православному обряду, но церкви строят в восточном стиле. По праздникам пьют водку, но не хлебную и даже не картофельную, а сливовую┘ Братья, конечно, но не родные, а скорее двоюродные.

Все авторы (за исключением славянофилов и крайне правых) признают: любовь сербов к России часто оставалась безответной. Русские дипломаты не раз жертвовали Сербией ради более крупных политических выгод. Обнимались, рыдая, с единоверными братьями-славянами, а договоры потом все равно подписывали с французами и англичанами. Но сербы – народ терпеливый, они не в обиде. По торжественным случаям поют «Боже, царя храни», всегда ждут помощи от русских. Ждали и в 1999-м┘ И чем все закончилось? «Так называемая Старая Сербия, основа всего сербского царства, обратилась сразу в пустыню <┘> Вслед за отливом лучшей сербской крови от самого сердца сербского тела в образовавшуюся пустоту хлынули со своих бесплодных гор дикие арнауты Албании, и плодоносные равнины Старой Сербии, сиявшие древними монастырями и богатыми православными храмами, обратились с тех пор в гнездо самого ярого мусульманского фанатизма, в недоступную глушь албанского варварства». Это не из современной газеты, это писал журналист Евгений Марков в конце 1890-х.

В книге много политики, военной хроники, дворцовых интриг. События в Сербии в те годы напоминали матч равных по силе футбольных команд: кто кого – Обреновичи Карагеоргиевичей или наоборот?.. Кровавые подробности борьбы двух великокняжеских династий ищите на страницах сборника. Как и политическую предысторию обеих Балканских войн 1912–1913 годов (цикл репортажей Троцкого), и рассказы о храброй сербской армии (дотошный историк Мартынов приводит даже нормы солдатского довольствия и размер жалованья офицеров). Иные мемуаристы нехотя, но признают мягкость турецких порядков во времена пресловутого «ига». Дипломат Григорий Трубецкой восхищается прекрасными дорогами и православными соборами (!), построенными в Сербии при турках. А вот австрийцев никто в книге, похоже, не любит: и боснийских сербов они онемечивают, и против Черногории интригуют┘ Воистину, Гаврило, где твой револьвер?!

Утомленная политическими дрязгами, отдыхает душа на этнографических очерках. Плещут волны Дуная, с берега доносится певучая славянская речь, «на пароходе слышны заунывные песни сербских цыган с аккомпанементом нескольких скрипок┘» (из мемуаров военврача М.Сахарова). Кустурица, да и только! Полтора века прошло, а в Сербии всё по-прежнему: то время цыган, то время бомбежек, то война, то свадьба.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Иван Родин

Постановление Конституционного суда РФ по выборам оказалось лишь формальным поводом к поправкам

0
633
Фетва о курьерах доставила неприятности

Фетва о курьерах доставила неприятности

Андрей Мельников

Решение мусульманских богословов назвали противоречащим Конституции

0
700
Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Анастасия Башкатова

Хакеры взламывают подрядчиков, получают доступ к приложениям и шпионят за федеральными ведомствами

0
765
Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
508

Другие новости