0
1142
Газета Люди и положения Интернет-версия

08.12.2001 00:00:00

Настоящую дружбу народов Клара Новикова узнала на рынке

Тэги: новикова, бенефис


- Клара, нередко вас, артистов смехотворческого жанра, обвиняют в бессмысленном хохмачестве - мол, никакого патриотизма! А что ты думаешь о патриотизме?

- Мой патриотизм в том, что я каждый день выхожу на сцену. Если бы я не любила людей, которые здесь живут, я бы не смогла с ними общаться. Ведь я должна с ними общаться непосредственно. Я выхожу в зрительный зал и спрашиваю: "Как вас зовут, откуда вы приехали, что вы здесь делаете?" И мне отвечают только потому, что чувствуют мой интерес к ним.

Меня пугает то, что отдает спекулятивностью. Кричат, кричат, а сами тихо переводят деньги в швейцарские банки. Мне это очень не нравится. Я вообще лицемерие в любом виде не понимаю и не люблю. Иногда мне бывает стыдно за то, что у нас происходит. Но этот стыд оттого, что я патриотичный человек, мне наша жизнь небезразлична. Я патриот не в национальном смысле - мне интересно жить всюду. Но могу жить я только здесь. О патриотизме не надо орать. Его надо носить в себе. Это - как любовь. Любовь к людям, которые живут здесь. Любовь к истории страны, ее литературе, музыке. Любовь к этому воздуху, к этой ауре, без которой жить невозможно. Я - патриот России. Если бы я не была патриотом, то, может быть, уехала бы давным-давно. Поводов и возможностей у меня было сколько угодно. А мой муж (Юрий Зерчанинов, известный публицист. - Ред.) вообще в этом смысле какой-то сумасшедший: он так любит поговорить с простым человеком. Знаете, как русские люди за водкой разговаривают?! Он верит любой бабушке больше, чем самому себе: приходит на базар, видит, что яблоки у бабки плохие, но бабка утверждает: "Милок, совсем свежие!" И - покупает! Приносит домой, я ему говорю: "Что же ты принес?" А он мне: "Бабуся сказала... Как же можно бабусе не верить?!"

- Ты родилась на Украине и, следуя принципу своего мужа, должна ходить на рынок и покупать только украинские продукты?

- Я прожила полжизни там - полжизни здесь. Приходя на рынок, я людей с Украины узнаю в секунду. По говору! Мне интересно с ними разговаривать, балагурить. Иногда я на рынок прихожу еще и за этим.

- Узнают?

- Я могу ходить по рынку и собирать сливы, яблоки... Мне их просто дарят...

- Только украинцы? Или соотечественники из других наших бывших республик?

- Из Молдавии, например, женщины на Даниловском рынке меня вином угощают.

- Ты написала книгу "Моя история". Тебе мало было лавров - стала писательницей?

- Зрителя все время нужно держать в напряжении - приковывать к себе его внимание. И я подумала: а почему бы не написать книгу? У меня в жизни было много смешного и необычного. Работала над ней полтора года. А точнее - всю жизнь.

- Для своей книги ты избрала какой-то особенный жанр...

- Это повествование с отступлениями, перевертышами, шутками. Но ни одной истории в книге не придумано. Это все, что происходило в моей жизни. Я не выдумывала что-нибудь "посмешнее", не старалась "разрепризить" книгу. К сожалению, какие-то вещи в нее не вошли. Когда она была сдана в производство, у меня столько вспомнилось забытого.

Мне хотелось написать эту книжку по-доброму. Понимаю, кто-то будет ее читать - и обидится: в книге все названо своими именами, не скрыты фамилии. И наверное, кто-нибудь будет чем-то недоволен. Может быть, я сегодня кого-то оценила бы по-другому. Хотя я никого не пыталась оценивать. Я писала как есть, как было. Другое дело, что кто-то может думать о себе лучше, чем он есть на самом деле; людям свойственно хотеть быть лучше.

- Ты добрый человек?

- Добрый человек - я не знаю такой профессии. Мне бы очень хотелось быть по сути своей добрым человеком. Но им трудно быть, тем более что добрый человек иногда должен уметь отстоять себя. Я очень люблю эстраду. Я прошла сложный эстрадный путь - пожалуй, сегодня не назовешь артиста (по крайней мере в моем жанре), который работал в стольких провинциальных филармониях. Лишь когда я была уже достаточно взрослым человеком, переехала в Москву. И представляю, что такое артист периферийной филармонии. Как им, великим труженикам, живется. Я отношусь к своим коллегам из провинции с огромной симпатией и добротой и не хотела бы раздавать оценки. Каждому из нас есть место на эстраде. И каждый из нас - таков, каков он есть. Если бы мы были другие, то это были бы другие Новиковы, Шифрины, Петросяны, Хазановы... Но есть конкретные люди, с конкретными чертами и характером. А если мы не миримся, то мы просто не общаемся. И мысль, которую сказал Михаил Михайлович Жванецкий обо мне с Фимой, точнее не сформулировать: "Огромная дружба разделяет этих двух великих артистов".

- Что происходит в вашем жанре, о кризисе которого не говорит только ленивый?

- Какое-то время назад еще можно было говорить о кризисе жанра. Но тогда был кризис во всем. Люди не могли ходить на концерты. А сейчас полные театры. Сейчас у нас много работы. Появились молодые авторы, новые имена... Не бывает кризиса в этом жанре. Представьте себе народ, который перестал смеяться!

- Чем ты сейчас занимаешься?

- Работаю. Готовлюсь к бенефису в концертном зале "Россия" в феврале будущего года. Есть предложения из театров. Сейчас я читаю пьесы. Найти бы человека, с которым было бы интересно сделать спектакль. Должна быть интересная пьеса, интересный режиссер, который захотел бы меня открыть вновь. Я уже не девочка 15-18 лет, не юная актриса... Главное, что мне нужно, это чтобы не возникало вопросов, почему я пришла в театр?

- А как тебе удается раскалывать зрителей?

- У меня есть даже номер, когда я спускаюсь в зал и разговариваю со зрителями. Когда общаешься таким образом с залом, можно найти очень много интересного. У нас замечательные зрители и - очень разные. Кто-то пытается меня перехитрить, переострить, кто-то хамит, хотя не так чтобы очень: мол, почему я должен с вами разговаривать, что это вы меня спрашиваете? Я в ответ: но ведь спрашивают же, кто последний в очереди? Если не хотите - не отвечайте!.. Здесь важно не оскорбить человека. Когда зал смеется, когда зал вышучивает ситуацию, это уже не оскорбление. Удивительно, но у людей появляется какая-то тонкость души, которая, может быть, в жизни проявляется очень редко. Но стоит сделать какой-нибудь неверный шаг, взять неверную интонацию, не ту ноту - люди замыкаются. А если все подобрано точно, зрители так благодарны за то, что на их глазах рождается живой спектакль. Это игра!

- Наверное, актеры с детства по-особенному любят игры и игрушки?

- В детстве любимыми игрушками у меня были пистолеты, гвозди, мяч, велосипед, лыжи. Своих кукол я выносила во двор и отдавала девчонкам - они в них и играли. А сама гоняла с мальчишками. Все крыши были мои! Только во втором классе я стала девочкой - начала шить куклы, рисовать... Сейчас я тоже собираю кукол. Я не люблю игрушечных пупсов, в них есть что-то бесполое. Мне нравится, когда у куклы есть выражение лица. Поэтому я собираю бабок-ежек - только добрых, а не злых, которые готовы сделать гадость. Бабка-ежка, она ведь только пугает, а сама ничего страшного не делает. Она и в печку даже не сажает, а только на лопату. Ее можно обхитрить. Бабка-ежка - это характер. Она всегда на что-то готова. Если другую бабу нужно на что-то заводить, то Бабка-ежка всегда заранее на все готова! Ее очень интересно сыграть...

- В детстве ты влюблялась исключительно в актеров?

- В спектакле "В добрый час" я впервые увидела Олега Борисова, и он сразу стал для меня самым главным артистом. Он казался мне и самым красивым, и самым всемогущим: он заплачет - и зал заплачет, он рассмеется - и зал вторит ему. А когда Борисова выдворили из театра в Киеве и он уехал сначала в Москву, а затем в Ленинград, Киев опустел, казалось. Познакомилась я с Олегом Борисовым, когда уже работала в Москве... в Министерстве торговли СССР. Там была дама, которая устраивала абонементные вечера, приглашая всякого рода известных людей - прежде всего артистов, конечно. А после выступления, заведя в министерстве знакомства, можно было заполучить, например, дефицитный кухонный комбайн, холодильник и даже машину приобрести. Она и меня спрашивала: "Может, вам что-то надо?" Но у меня тогда хватало денег лишь на банку индийского чая. И вот перед началом такого вечера, где и мне была отведена "страничка", я увидела в министерском коридоре Борисова. Он уже работал в Москве, много снимался и был в зените славы. Я подошла к нему: "Олег Иванович, и вы сегодня выступаете?" "Да". И я быстро заговорила: "Я киевлянка. Я вас помню в русском театре. Я девочкой бегала ваши спектакли смотреть. И я вас выплакала". "То есть как?" - удивился он. "Когда вы играли, я восхищалась вами и плакала. А плакала потому, что мне казалось, что никогда не сумею стать артисткой, которая будет так владеть залом..." "Как это интересно!" - воскликнул он, всматриваясь в меня.

Еще со школьных лет, как и Олега Борисова, я боготворила Николая Гриценко. Ни одного фильма, в котором снимался Гриценко, не пропускала. Его Каренин... С тех пор как увидела в этой роли Гриценко, нет для меня другого Каренина. Кстати, однокурсница Гриценко, которая в довоенные годы училась с ним в Киевском театральном институте, рассказывала мне, как на пари он прошелся по Крещатику в барском халате (в этом халате студенты и Островского, и Мольера играли), представляясь хозяином жизни, - это в те-то годы! - и никто не посмел остановить его, спросить документы. Шел себе, удивляя и завораживая толпу...

- Что тебе дает передача на ТВ "Что хочет женщина", которую ты ведешь?

- Мне интересно общение. Я же не занимаюсь актерской работой, хотя мне кажется, что таким образом я выражаю свою актерскую сущность. У меня и на сцене очень много связано с импровизацией, с непосредственным общением с публикой.

- Иногда кажется, что тебе как-то слишком везет на человеческие судьбы - и возникает подозрение, нет ли у тебя в передаче среди зрителей "подсадных уток"?

- Людям, которые ко мне приходят на передачу, есть что сказать.

- Я спросил тебя о "подсадных утках", потому что в одном твоем номере на эстраде ты вызываешь из зала зрителя, располагаешься с ним на сцене и вы начинаете играть влюбленных.

- Меня и сейчас часто спрашивают, не подсадка ли это. Я спрашиваю в ответ: "Неужели я с собой во Владивосток повезу подсадку?" Иногда меня даже просят: мол, тут сидит наш знакомый, очень богатый человек, вытащи его... Я этого никогда не делаю, потому что в таком случае у меня ничего не получится. Мне придется играть на тех людей в зале, которые меня попросили об этом. А мне это не интересно.

- Ты постоянно в своих монологах решаешь "женский вопрос"? Что ты думаешь о наших женщинах?

- Достоинств у женщин больше, чем недостатков: из ничего они умеют сделать все! Умеют красиво выглядеть. Сейчас взяли бразды правления в свои руки... Я имею в виду женщин, которые умеют себя найти. Посмотри, сколько женщин сейчас руководят фирмами, сколько получают образование на самом высоком уровне. Я не люблю тех, кто жалуется, без конца ищет какой-то поддержки, постоянно плачется: мол, это плохо, то плохо... Мне кажется, что в жизни страны очень многое зависит от женщин. Не говоря уже о жизни семьи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2128
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4851
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3057

Другие новости