0
4054
Газета Люди и положения Интернет-версия

15.11.2013 00:01:00

Универсальный мистик

Тэги: италия, выставка


италия, выставка На выставке зритель проходит сквозь симфонию смыслов Антони Тапиеса. Фото Жан-Пьера Габриэля

Антони Тапиес – генералиссимус испанского, точнее, каталонского современного искусства, несоотносимый, несмотря на многочисленные исследовательские попытки, ни с каким стилем и направлением, кроме собственного, и увенчанный всеми лаврам признания – четыре раза включенный в кассельскую «Документу», неоднократный участник Венецианской биеннале, выставлявшийся сольно в галерее Тейт, Центре Помпиду, музее Стеделийк, нью-йоркском МоМА и т.д.
Выставка «Глаз художника» в палаццо Фортуни в Венеции, проходящая параллельно с 55-й биеннале, представляет первую крупную монографическую экспозицию Тапиеса после его смерти в прошлом году и, вероятно, лучшую из возможных.
Для нее отобраны работы мастера наиболее совершенного позднего периода и произведения других художников из его коллекции, которую он страстно собирал всю жизнь. Однако это не нафталиновая реконструкция «мира художника», где набор предсказуемо знаковых работ поставлен в известный контекст увлечений автора. Кураторы воссоздали часть универсума Тапиеса, расширяющегося или сжимающегося уже по воле зрителя. Их последователям будет невероятно сложно достичь подобного проникновения, выстроить философски-художественный контекст, более верный и разноплановый, найти точные ходы, чтобы провести зрителя по лабиринту смыслов, не позволяя ослабеть его вниманию.
Хотя в списке кураторов – авторитетной исследовательницы Наташи Эбер, директора музея палаццо Фортуни Даниэлы Феретти и сына художника Тони Тапиеса – имя Аксель Вервордт скромно стоит последним, но именно его прикосновение делает выставку произведением искусства, смелого и изысканного. Не стоит забывать, что бельгиец Аксель Вервордт – не только был другом Тапиеса, но был также одним из лучших современных дизайнеров интерьера.
Кроме того, он весьма серьезный коллекционер искусства всех времен и куратор ряда блистательных выставок, в частности «триптиха» Artempo – Academia – Infinitum, последовательно показанных с 2007 по 2009 год, на открытие которых каждый раз выстраивалась очередь из именитых кураторов и директоров музеев.
Его драматическое умение сталкивать произведения, формы, интерпретации сродни интеллектуальному театру. Да и здание старого венецианского палаццо, названное по имени жившего в нем на рубеже XIX–XX веков итальянского художника-символиста Марио Фортуни, также связанного всесторонне с театром, требует эксцентрических художественных жестов. Однако Вервордт-куратор не манипулирует зрительским вниманием, используя явно драматические приемы – чередование затененных пространств и выхваченных светом предметов, неожиданных ракурсов и соединений несоединимого, от буддистских скульптур из Китая VI века и кикладских идолов до Дюшана, от японской каллиграфии до Поллока (все – из коллекции Тапиеса).
Зритель проходит сквозь симфонию смыслов, развивающуюся в хитросплетении залов на четырех этажах – от высоких, темных нижних, со стенами из старого кирпича или завешенных потускневшими тканями, в которые романтичный Фортуни видел старинные гобелены, к простору и свету огромного подчердачного пространства, где в окнах видны венецианские крыши.
Творческую карьеру Тапиес начал в 18 лет, когда, попав в клинику в горах из-за болезни легких, понял, что единственный смысл его жизни – искусство, в котором для него объединились все интересы от любви и политики до непрерывных философских поисков.
С тех пор художника волновал главный вопрос – какое произведение обладает неисчезающей силой воздействия? И как изобразить подлинную реальность – внутреннюю? Выставка в палаццо Фортуни показывает, что истина, как ей и положено, проста. И в случае Тапиеса – почти предельно. Его мироздание умещается в японском саду камней или белом овальном блюде, которое художник взял у жены на кухне и прилепил в углу огромного шафранного холста, пересеченного еще парой белых линий.
Фигуративность в искусстве великого каталонца вплавлена в тяготеющую к абстракции метафизику и появляется лишь намеками. Его искусство минималистично и соткано из тончайших слоев обобщенных или заново найденных символов, но при этом все его холсты, графика и редкие объекты сохраняют поразительную телесность, витальность и эротичность, почти варварскую.    
«Маски смерти» Арнульфа Райнера (слева) и Антони Тапиеса.		Фото Жан-Пьера Габриэля
«Маски смерти» Арнульфа Райнера (слева) и Антони Тапиеса.    
    Фото Жан-Пьера Габриэля
Это проявляется на уровне тактильных ощущений от примитивно-шершавых материалов, поддержанных, среди произведений из коллекции художника, работой Лучио Фонтана с трескающейся сферой-орехом «Пространственный концепт. Природа», каменным осколком маленькой скалы из глины Широ Тсуемура и древней клинописной стелой из Месопотамии. И развивается в постоянно возникающих изображениях частей человеческого тела, возведенных в лаконичный символ – ладони, как на размыто-чернильной литографии из книги «Бродский/Тапиес» (соотнесенной с литографией Э. Мане к «Ворону» Эдгара По). Головы, уши, глаза, призывные изгибы тела вызывают массу ассоциаций от статуй Древнего Египта до средневековых трактатов и холстов Пикассо (они все также присутствуют на выставке).
Здесь же сплетаются по смыслу и бесконечным визуальным ассоциациям посвященная каталонцу Гюнтером Уекером работа «Деревья и гвозди» и истыканный гвоздями идол из Конго, лаконичные иероглифы Роберта Мазервела, страстные абстракции Поллока, Ведовы и Кацуо Ширага, медитативный Ротко, хрупкий Клее, провокационный абстракционизм Серра, строгий поздний Кандинский и псевдопримитивная маэстрия Кунеллиса.
Сам Тапиес считал, что самое важное для художника – уметь вовремя остановиться. Конечно, все объяснения, когда именно это нужно сделать и что же все-таки изобразить, относятся уже к области мистического озарения, убедительное присутствие которого и делает искусство Тапиеса безграничным и зачаровывающим, особенно в смысловом гиперпространстве выставки Вервордта.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
351
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
356
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
349
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
397

Другие новости