0
2920
Газета Люди и положения Интернет-версия

10.03.2017 00:01:00

Артефакты подводного царства

Тэги: выставка, кусково, коллекция, скульптура, искусство


выставка, кусково, коллекция, скульптура, искусство Граф Шереметев выписывал скульптуры для украшения павильона «Грот» из Германии. Фото пресс-службы музея-усадьбы «Кусково»

Музей-усадьба «Кусково» выставил в одном из залов своего дворца, возможно, самые необычные экспонаты своей коллекции: ракушечные скульптуры и панно второй половины XVIII века. В усадьбе хранится единственная в России коллекция подобных предметов декоративно-прикладного искусства – в нашей стране этой техникой просто никто не владел. Сохранившиеся экземпляры владелец поместья граф Петр Шереметев купил у немецкого купца – именно в Германии появилась и получила наибольшее развитие ракушечная скульптура для гротов и парков. 

Скульптуры, выставленные в «Кусково», предназначались для одного из увеселительных павильонов усадьбы – грота,  расположенного у небольшого водоема и сохраняющего прохладу даже в самую жару благодаря своим толстым стенам. Петр Шереметев затеял строительство грота в 1755 году, а декорация закончилась только 20 лет спустя. Руководство по домоводству конца XVIII века так описывает устройство такого типа павильонов: «Гроты делают в местах сада уединенных или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями».

Именно так декорирован и кусковский грот, сооружение эпохи барокко, питающей страсть ко всему экзотическому. Для этой работы из Германии специально пригласили «гротических дел мастера» Иоганна Фохта, который использовал 24 вида раковин –  из Тихого, Индийского, Антлантического океанов, Черного и Средиземного морей, а также кораллы и полудрагоценные камни. Несмотря на значительные утраты интерьера, имитирующий подводную пещеру грот даже сегодня вызывает удивление. Скульптуры и панно для подводного царства граф Шереметев заказал в 1775 году. С заказом произошла ошибка: Шереметев полагал, что указанные в описании «3 дельфина и 1 сырень» (сирена, морская девушка) представляют одну композицию, а получил четыре отдельные скульптуры для фонтана. Пришлось установить их рядом с гротом у пруда, а на зиму убирать в теплое помещение. Один из дельфинов и морская девушка сохранились – их можно видеть на выставке. 

Сохранилось и еще несколько скульптур из первого заказа графа. В имеющейся описи они снабжены простыми и кажущимися сегодня даже забавными наименованиями. Например, «Мужик смотрит на раковины и рассуждает» или «Французская баба в руках держит корзину с фруктами». На примере этих фигур можно хорошо видеть технику создания ракушечных работ. В их основе – деревянная или керамическая болванка, которую покрывали толстым слоем матики и вставляли раковины, формируя узор. Лицо и руки персонажей прорисовывали масляной краской. Панно сделаны несколько иначе – в их основе холст, расписанный маслом. На выставке три панно – две жанровые сцены и великолепный ракушечный олень. 

Ракушечные работы могли позволить себе только состоятельные люди, они были очень дорогие и хрупкие, так что таких предметов остались единицы. «Кусковская коллекция ракушечника уникальна в России по своим масштабам, – рассказывает куратор выставка Екатерина Орлова. – Отдельные скульптуры встречаются в России и в мире в частных коллекциях, а в Стрельне есть два ракушечных панно, но в таком объеме подобные произведения искусства сейчас больше в России нигде увидеть нельзя. Выставка предшествует реставрации этих произведений, которая будет происходить параллельно с реставрацией грота».  

Грот закрывается в мае этого года: павильону реставрация требовалась уже давно – плачевное состояние фундамента и стен очевидно даже не специалистам. Ракушечные скульптуры будут выставлены во дворце до конца работ, а затем вернутся на свое историческое место. «Выставка позволила по-новому взглянуть на эти предметы даже нам, сотрудникам музея, – продолжает Екатерина Орлова. – В гроте они сливались с окружающим интерьером, растворялись в нем, здесь же, в экспозиционном пространстве, возможно рассмотреть их как самостоятельные вещи. Поражает умение мастеров в работе со сложными, экзотическими материалами, пластика фигур и проработка деталей, несмотря на то что многие скульптуры сохранились лишь во фрагментах».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1093
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1312
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1031
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1230

Другие новости