0
3062
Газета Кино Интернет-версия

02.09.2013 00:01:00

Юбилей между казино и котлованом

Тэги: венеция, кинофестиваль


венеция, кинофестиваль Джордж Клуни на Венецианском кинофестивале. Фото Reuters

Каждый показ на нынешнем фестивале предваряется минутным роликом – черно-белой хроникой из жизни старейшего киносмотра. Это как киножурнал, который непременно крутили раньше перед сеансом. 10-й, 12-й, 13-й фестивали: гости фестиваля на Лидо – Орсон Уэллс, Акира Куросава, Уинстон Черчилль… Многочисленные звезды итальянского кино эпохи «белых телефонов». Они проплывают по венецианским каналам в гондолах, пляшут в масках на карнавалах и выходят из моря на белый песок. Забавные и трогательные кадры. Сегодняшняя венецианская публика встречает их неизменной прочувствованной овацией. Хотя конвейер по доставке звезд по-прежнему работает здесь бесперебойно.
Уже просиял на красной дорожке Джордж Клуни (он прибыл на открытие смотра, чтобы представить фильм Альфонсо Куарона «Гравитация»), предстали перед фанатами и журналистами Джуди Денч, Джеймс Франко, Джесси Айзенберг, Дакота Фаннинг. Фестиваль проходит, как обычно, в нескольких залах вокруг помпезного казино эпохи Муссолини. Рядом уже который год красуется гигантский котлован, красноречиво затянутый сеткой  – начали было строить фестивальный дворец, да остановились. Какие-то неразрешимые (по крайней мере пока) противоречия между дирекцией смотра и местной администрацией. Может, оно и к лучшему – новое здание наверняка нарушило бы гармонию благообразного острова Лидо. В центральной своей части оно мало изменилось со времен, описанных Томасом Манном в знаменитой новелле «Смерть в Венеции». Виллы, пансионы, пляжи. Прокопченные солнцем дети возятся с песком в десятке метров от красной дорожки фестиваля.
При всем обилии программ главная, конечно, конкурсная. Собранные в ней картины судит в этом году жюри под председательством самого Бернардо Бертолуччи, режиссера почтенного возраста, который умудряется снимать удивительно живое, неожиданное кино – а ведь он давно классик и мог бы вещать, словно с облаков. В той части конкурса, что уже представлена судьям и публике фестиваля, несколько историй, основанных на биографиях реальных людей. Это «Тропы» австралийца Джона Кёррана с восходящей звездой Миа Васиковски в роли путешественницы Робин Дэвидсон, «Филомена» британца Стивена Фрирза и мультипликационная картина Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Две последние произвели наиболее благоприятное впечатление и вызвали дружные овации на показах для прессы.
Книга британского журналиста Мартина Сиксмита об ирландке Филомене Ли в свое время стала сенсацией (позже он написал книгу о «деле Литвиненко»). Стивен Фрирз снял фильм про то, как Сиксмит и Филомена работают над книгой, то есть ищут сына Филомены Энтони, которого малышом отдали в американскую семью. В начале 1950-х незамужнюю молодую мать-католичку на костре, конечно, не сжигали, но подвергали всяческому остракизму, а ребенка воспитывали при монастыре, пока не находились добрые люди – приемные родители. Филомена потом родила еще дочь и вообще прожила долгую жизнь, но боль от расставания с первым ребенком не утихала. Хваткий репортер соглашается проделать с ней путь в Вашингтон, организовать поиски бывшего Энтони – с тем чтобы написать документальную книгу. И так оно и будет, только вот в Вашингтоне уже выяснится, что Энтони умер несколько лет назад. Он сделал блестящую карьеру в Белом доме, работал в администрации президента Буша-старшего, но рано сгорел от СПИДа. Энтони был гомосексуалистом – и это знание тоже сваливается на Филомену.
В основе своей картина Фрирза – до ужаса сентиментальная мелодрама, сюжетные повороты которой можно назвать сериальными, если не знать, что все так и было в жизни героини и ее сына. И, уж конечно, трудно считать фильм «фестивальным». Но именно его смотрели как никакой другой – из зала практически никто не вышел. Почему? Во-первых, невозможно глаз оторвать от британских актеров, дуэт Джуди Денч–Филомены и Стива Кугэна–Мартина – первоклассный образчик прославленной школы. Во-вторых, это замечательно выписанная история  – человеческая, трогательная, в ней грамотно соотнесены печаль и юмор, а диалоги живые, искрящиеся. Жестокий и устаревший догматизм Католической церкви, необходимость принять мысль о равенстве людей разных ориентаций – это, конечно, выгодно актуальные мотивы реальной истории Филомены Ли, и в фильме они поданы так, как сегодня и должны они быть поданы – несколько дидактически. Но это то самое хорошее кино для широкого зрителя, о котором так грезят наши кинематографисты.
Столь же богата перипетиями жизнь Джиро, героя новой картины Хаяо Миядзаки. «Ветер крепчает» – эпический кинороман не только о судьбе удивительного человека, но и об эпохе. Разрушительное землетрясение, экономическая депрессия, наступающий фашизм – эти звенья тяжелой цепи  истории Японии XX века стягиваются вокруг талантливого авиаконструктора Джиро Хорикоши. Но есть в его жизни и большая любовь, и яркие мечты о небе, полном самолетов, – столь затейливое смешение пластов реальности и фантазий можно создать, конечно, только средствами анимации.    
 Венеция

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
315
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
226
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
313
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
409

Другие новости