0
9966
Газета Кино Печатная версия

25.02.2024 19:00:00

Герои фильма "Аквариум" выбирают между свободой и безопасностью

В прокат выходит антиутопия про мир, в котором нет негативных эмоций

Тэги: кинопремьера, антиутопия, аквариум, илья шагалов, рецензия

Полная online-версия

кинопремьера, антиутопия, аквариум, илья шагалов, рецензия Антиутопия получила приз фестиваля «Короче» с ремаркой «за реальность». Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Аквариум» – дебютный фильм режиссера Ильи Шагалова, получивший специальный приз жюри на фестивале «Короче». С формулировкой – «за реальность», несмотря на то что снята картина в жанре антиутопии. Впрочем, все логично – о непростом настоящем проще всего говорить иносказательно. И безопаснее – и это одна из важнейших тем «Аквариума», персонажи которого делают выбор между мнимым благополучием и неизвестностью, то ли губительной, то ли освободительной.

В мире будущего запрещено любое насилие. «Большой брат» в виде установленных везде камер бдительно следит за тем, чтобы люди были если не нарочито приветливы, то хотя бы равнодушны. Однажды законопослушный Стас (Алексей Филимонов), сидя вместе с супругой Ритой (Дарья Урсуляк) в кафе, становится свидетелем неподобающего поведения незнакомца (Иван Мулин) – тот беспричинно донимает посетителей, а когда очередь доходит до столика Стаса и Риты, то герой Филимонова не выдерживает и «успокаивает» дебошира кулаком. За что тут же получает первый выговор – если будет еще два, то его отправят в так называемый Анклав, устрашающее, чуть ли не постапокалиптическое место за стенами утопического и идиллического мира (впрочем, точно никто не знает, оттуда не возвращаются). Для того чтобы контролировать исправление Стаса, к нему приставляют надзирателя-инспектора, а по совместительству начинающего психолога Макса (Никита Еленев). И его навязчивость – приходится терпеть его присутствие и за семейным столом, и на улице – меньшее из зол. Дружелюбное до этой поры общество быстро узнает о том, что Стас оступился – на работе ему предлагают отправиться в бессрочный отпуск, дабы не бросать тень на репутацию всей компании. Достается и Рите, аккомпаниатору хора, которую пассивно-агрессивно поддевает начальница (Любовь Толкалина) и с которой больше не желают общаться соседи (Мария Карпова и Глеб Пускепалис).

Стас и Рита по-разному переживают и осмысляют эту ситуацию. Мужчина погружается в рефлексию, вспоминая свою первую – настоящую – любовь, девушку Марту (Марина Ворожищева), когда-то выбравшую отправиться в Анклав, а не жить спокойную искусственную и лицемерную жизнь в этом «аквариуме». Женщина все больше задумывается о своем будущем, одновременно не желая ни терять любимого, ни становиться изгоем. Прошедшая через подобное Эмма (Анна Котова) подкидывает весьма соблазнительные и коварные идеи – сама она пережила ссылку своего мужа в зловещий мир за стеной, но утешилась в новом браке, выйдя замуж за местного мэра-судью (Алексей Кравченко). Влияет все происходящего и еще на одного невольного свидетеля, Макса, чье привилегированное положение и положенное по службе слепое и безучастное следование протоколу вдруг уступают место эмпатии и критическому мышлению.

Месседж «Аквариума», хоть и прописан между строк, читается весьма отчетливо. Идея общества, главный закон существования которого – ненасилие, кажется заманчивой и идеальной, учитывая уровень агрессии и ее чудовищные последствия как на глобальном, так и на бытовом уровне. Уютный, глянцевый, безопасный мирок, в котором все вежливы, улыбчивы, послушны, а нарушители изгоняются без особого суда и следствия – чем не мечта. Впрочем, оказывается, что агрессия все же просачивается, да и сам установленный порядок – по сути своей насилие над человеческой природой. Страх порицания приводит к подавлению какой-либо воли и любых естественных эмоций. Выбор – лишь иллюзия, ведь вся информация об Анклаве исходит из, говоря современным языком, официальных источников, и тут уж каждый сам решает, что победит, установленный порядок, лишающий свободы самовыражения, или же пугающая неизвестность, которая позволит эту самую свободу обрести. Цена высока, но есть смельчаки, заплатившие ее, – и герои фильма оказываются на перепутье, выбирая между собственными чувствами и чувством ложной защищенности.

Обезличенные декорации – одинаковые дома, зеленеющие парки, кристальной чистоты водоемы, блеск металла и стекла – будто подчеркивают иллюзорность окружающего мира, отраженного и искаженного в десятках естественных и искусственных зеркал. Неяркая одежда, бежевые и серые тона, среди которых в какой-то момент так режет глаз красная куртка, одетая Стасом для прогулки к месту, где он был в последний раз счастлив с Мартой – переломный момент. Здесь же и выработанные годами привычки улыбаться, обниматься и говорить потише, так что каждый громкий звук привлекает внимание, заставляет оборачиваться. Наученные опытом предшественников, герои принимают правила игры, подчинение этим правилам – вроде бы нехитрым – ведет к стабильности и процветанию. Но человеку, способному чувствовать и мыслить, все это однажды все равно встанет костью в горле. И окажется, что истинную свободу обрести легко, нет никаких заборов, засовов, анклавов – и есть, все еще есть выбор. Надо всего лишь перестать бояться. 



Читайте также


Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
1331
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
1723
Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Наталия Григорьева

В кадрах киноведческой докудрамы оживают советский режиссер, американский актер и немецкий композитор

0
1867
Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Елизавета Авдошина

Воронежскую "Академию смеха" в постановке Михаила Бычкова будут регулярно играть в Москве

0
1940

Другие новости