0
10859
Газета Кино Печатная версия

25.02.2024 19:00:00

Герои фильма "Аквариум" выбирают между свободой и безопасностью

В прокат выходит антиутопия про мир, в котором нет негативных эмоций

Тэги: кинопремьера, антиутопия, аквариум, илья шагалов, рецензия

Полная online-версия

кинопремьера, антиутопия, аквариум, илья шагалов, рецензия Антиутопия получила приз фестиваля «Короче» с ремаркой «за реальность». Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Аквариум» – дебютный фильм режиссера Ильи Шагалова, получивший специальный приз жюри на фестивале «Короче». С формулировкой – «за реальность», несмотря на то что снята картина в жанре антиутопии. Впрочем, все логично – о непростом настоящем проще всего говорить иносказательно. И безопаснее – и это одна из важнейших тем «Аквариума», персонажи которого делают выбор между мнимым благополучием и неизвестностью, то ли губительной, то ли освободительной.

В мире будущего запрещено любое насилие. «Большой брат» в виде установленных везде камер бдительно следит за тем, чтобы люди были если не нарочито приветливы, то хотя бы равнодушны. Однажды законопослушный Стас (Алексей Филимонов), сидя вместе с супругой Ритой (Дарья Урсуляк) в кафе, становится свидетелем неподобающего поведения незнакомца (Иван Мулин) – тот беспричинно донимает посетителей, а когда очередь доходит до столика Стаса и Риты, то герой Филимонова не выдерживает и «успокаивает» дебошира кулаком. За что тут же получает первый выговор – если будет еще два, то его отправят в так называемый Анклав, устрашающее, чуть ли не постапокалиптическое место за стенами утопического и идиллического мира (впрочем, точно никто не знает, оттуда не возвращаются). Для того чтобы контролировать исправление Стаса, к нему приставляют надзирателя-инспектора, а по совместительству начинающего психолога Макса (Никита Еленев). И его навязчивость – приходится терпеть его присутствие и за семейным столом, и на улице – меньшее из зол. Дружелюбное до этой поры общество быстро узнает о том, что Стас оступился – на работе ему предлагают отправиться в бессрочный отпуск, дабы не бросать тень на репутацию всей компании. Достается и Рите, аккомпаниатору хора, которую пассивно-агрессивно поддевает начальница (Любовь Толкалина) и с которой больше не желают общаться соседи (Мария Карпова и Глеб Пускепалис).

Стас и Рита по-разному переживают и осмысляют эту ситуацию. Мужчина погружается в рефлексию, вспоминая свою первую – настоящую – любовь, девушку Марту (Марина Ворожищева), когда-то выбравшую отправиться в Анклав, а не жить спокойную искусственную и лицемерную жизнь в этом «аквариуме». Женщина все больше задумывается о своем будущем, одновременно не желая ни терять любимого, ни становиться изгоем. Прошедшая через подобное Эмма (Анна Котова) подкидывает весьма соблазнительные и коварные идеи – сама она пережила ссылку своего мужа в зловещий мир за стеной, но утешилась в новом браке, выйдя замуж за местного мэра-судью (Алексей Кравченко). Влияет все происходящего и еще на одного невольного свидетеля, Макса, чье привилегированное положение и положенное по службе слепое и безучастное следование протоколу вдруг уступают место эмпатии и критическому мышлению.

Месседж «Аквариума», хоть и прописан между строк, читается весьма отчетливо. Идея общества, главный закон существования которого – ненасилие, кажется заманчивой и идеальной, учитывая уровень агрессии и ее чудовищные последствия как на глобальном, так и на бытовом уровне. Уютный, глянцевый, безопасный мирок, в котором все вежливы, улыбчивы, послушны, а нарушители изгоняются без особого суда и следствия – чем не мечта. Впрочем, оказывается, что агрессия все же просачивается, да и сам установленный порядок – по сути своей насилие над человеческой природой. Страх порицания приводит к подавлению какой-либо воли и любых естественных эмоций. Выбор – лишь иллюзия, ведь вся информация об Анклаве исходит из, говоря современным языком, официальных источников, и тут уж каждый сам решает, что победит, установленный порядок, лишающий свободы самовыражения, или же пугающая неизвестность, которая позволит эту самую свободу обрести. Цена высока, но есть смельчаки, заплатившие ее, – и герои фильма оказываются на перепутье, выбирая между собственными чувствами и чувством ложной защищенности.

Обезличенные декорации – одинаковые дома, зеленеющие парки, кристальной чистоты водоемы, блеск металла и стекла – будто подчеркивают иллюзорность окружающего мира, отраженного и искаженного в десятках естественных и искусственных зеркал. Неяркая одежда, бежевые и серые тона, среди которых в какой-то момент так режет глаз красная куртка, одетая Стасом для прогулки к месту, где он был в последний раз счастлив с Мартой – переломный момент. Здесь же и выработанные годами привычки улыбаться, обниматься и говорить потише, так что каждый громкий звук привлекает внимание, заставляет оборачиваться. Наученные опытом предшественников, герои принимают правила игры, подчинение этим правилам – вроде бы нехитрым – ведет к стабильности и процветанию. Но человеку, способному чувствовать и мыслить, все это однажды все равно встанет костью в горле. И окажется, что истинную свободу обрести легко, нет никаких заборов, засовов, анклавов – и есть, все еще есть выбор. Надо всего лишь перестать бояться. 



Читайте также


Поморская филармония раздвигает воды Северной Двины

Поморская филармония раздвигает воды Северной Двины

Марина Гайкович

Мировая премьера аудиовизуального перформанса Владимира Горлинского "Коды реки" прошла в Архангельске

0
391
"Зори здесь тихие" – премьера громкая

"Зори здесь тихие" – премьера громкая

Марина Гайкович

Поморская филармония представила первую в истории Архангельска оперную премьеру

0
2414
Зазеркалье "Тоски"

Зазеркалье "Тоски"

Владимир Дудин

Режиссер Александр Петров перенес действие оперы Пуччини в период Второй мировой

0
1590
На "Границе" бесы ходят хмуро

На "Границе" бесы ходят хмуро

Наталия Григорьева

Дмитрий Давыдов снял этноужастик про превращение человека в зверя

0
3610

Другие новости