0
913
Газета СНГ Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

Москва диктует Минску условия интеграции

Тэги: Геращенко, Белоруссия, Союз


Рисунок Вадима Мисюка

КАК СТАЛО известно "НГ" из достоверных источников в Минске, окруженная некоей завесой таинственности поездка председателя Центробанка РФ Виктора Геращенко в столицу союзной Белоруссии закончилась достижением предварительной договоренности о том, что в течение трех - пяти лет денежные системы двух государств соединятся. Причем, по достоверным данным, произойти это должно в два этапа: на первом, предположительно до 2003 года, продолжится в ускоренном режиме адаптация белорусского финансового рынка к российским условиям; на втором же этапе белорусская денежная единица будет замещена российской. Детали, естественно, держатся в секрете, да и документов никаких не подписано.

Обращает на себя внимание ряд предшествовавших поездке Геращенко заявлений белорусского руководства о том, что Минск на переговорах будет придерживаться положений Союзного договора о необходимости в полном объеме сохранить суверенитет Белоруссии. Это подразумевает, по мнению Александра Лукашенко, и сохранение, в случае объединения финансовых систем, двух эмиссионных центров. Вряд ли в Минске не понимают, что переговоры с таких позиций с Москвой вестись не могут - именно требование бывших союзных республик о собственных эмиссионных центрах стало в свое время одной из важнейших причин отказа России от сохранения рублевой зоны в СНГ. Но если понимают и тем не менее идут на переговоры, значит, условия для компромисса сохраняются, и жесткие заявления не более чем дымовая завеса от оппозиционно настроенной по отношению к объединению с Россией части населения Белоруссии.

Дело в том, что, каким бы патриотичным и мудрым ни выглядело намерение Москвы и Минска воссоздать единое государство на основе равноправия, разница между экономиками двух стран ставит под сомнение реалистичность подобных намерений. Слишком велики различия в стартовых условиях накануне образования союза между двумя государствами. Российская экономика явно стремится к стабильному развитию, с низкой инфляцией и увеличением реальных доходов населения, а экономика Белоруссии все больше страдает от увеличения темпов инфляции.

Не случайно многие финансисты полагают, что с экономической точки зрения воссоединение России и Белоруссии пойдет скорее не по пути равноправного союза, а больше будет напоминать поглощение крупной компанией более мелкого конкурента.

Собственно говоря, вчерашние переговоры это и доказали. Какими бы сильными ни были претензии Белоруссии на равноправие, российская сторона никогда бы не пошла на создание двух эмиссионных центров в союзном государстве - это могло привести к утрате контроля над финансовой системой и вызвать негативные процессы, прежде всего, разгон инфляции уже в России. Наше правительство, только-только выведшее страну на траекторию экономического роста, не может себе этого позволить.

Мало того, судя по тем тенденциям, которые в настоящее время наблюдаются на белорусском рынке, Минск с самого начала, несмотря на все публичные заявления своего руководства, шел на выполнение требований Москвы. Напомним, что стороны уже успели обозначить те показатели, которых необходимо добиться Белоруссии. И первым из них была необходимость введения конвертируемости белорусского "зайчика". Минувшей осенью Минск конвертировал свою валюту в два этапа, причем ее курс при этом снизился по отношению к российскому рублю более чем в два раза.

В ближайший год-два Белоруссии предстоит "подтащить" еще ряд макроэкономических показателей для того, чтобы объединить свою экономику с российской. И прежде всего Минску необходимо резко снизить уровень инфляции.

По итогам 1999 г. темпы инфляции в Белоруссии составили около 11% в месяц. Это более чем в 4 раза выше, чем в России (и в два раза выше, чем было заложено в белорусском бюджете). Вызывает опасение и ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Белоруссии. Только за 1999 г. она выросла с 48% до 120%. Причем только в текущем году белорусские власти повышали ее трижды. Сейчас она составляет 175%. В России до такого уровня она не повышалась уже очень давно. Даже накануне кризиса августа 1998 г. она была ниже. Сейчас же ставка рефинансирования в России составляет 45%.

В результате белорусская промышленность сейчас не может получать необходимые кредиты от коммерческих банков, средства которых идут на долговой рынок.

Есть вопросы у российских правительственных чиновников и к размеру дефицита бюджета Белоруссии, и к другим макроэкономическим показателям. Не случайно эксперты Министерства финансов относят возможное объединение двух экономик только на 2005 г.

Впрочем, есть и положительные моменты в объединении, что помогает сближению позиций. И прежде всего они связаны с транспортировкой сырьевых ресурсов на Запад. В отличие от Украины, экономическое положение которой плохо настолько, что отказаться от воровства российского газа она просто не в состоянии, Белоруссия прекрасно понимает: статус надежного транспортировщика российских энергоносителей может оказать ей куда более надежную финансовую поддержку. Не случайно отечественные компании сегодня всерьез рассматривают возможности переориентации своих транзитных потоков в пользу Белоруссии.

"Газпром", недовольный систематическими исчезновениями на территории Украины своей продукции, еще прошлой осенью запустил первую ветку проекта "Ямал - Европа" через Белоруссию. При этом сегодня обсуждается возможность расширения пропускной способности этой магистрали. Энергетики, которые, быть может, и рады были бы пустить свой экспорт по территории Украины, вынуждены опять-таки связывать свои проекты с Белоруссией, которая работает с Россией в параллельном режиме практически без сбоев. Нефтяников, равно как и их коллег по топливно-энергетическому бизнесу, не устраивает низкий уровень платежей, а также нечестная тарифная политика Киева.

Как бы то ни было, но неравенство двух экономик налицо. И Россия, видимо, будет использовать эти диспропорции для того, чтобы отстоять свою позицию на переговорах с Минском. Как сообщают близкие к российскому правительству источники "НГ", именно такую позицию занял и.о. президента России Владимир Путин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
918
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1122
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
543
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
376

Другие новости