Гурбангулы Бердымухамедов свой визит в Европу начал с Вены. Фото с сайта www.ca-news.org
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в рамках европейского турне посетил Австрию и Словению. В Любляне он заявил, что для поставок туркменского топлива в Европу планируется создание многовариантной инфраструктуры транснациональных газопроводов.
Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер на переговорах в Вене с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым отметил, что «многие европейские страны рассматривают Туркмению в качестве одного из основных поставщиков природного газа и готовы к конкретному обсуждению актуальных аспектов дальнейшего сотрудничества в этом направлении». Готов к диалогу и Ашхабад. Как отметил Бердымухамедов, «у Туркменистана сегодня на повестке дня европейский вектор». Он сообщил, что на днях в Ашхабаде состоялась четырехсторонняя встреча руководителей топливно-энергетических отраслей Туркмении, Азербайджана, Турции и Евросоюза, в ходе которой были обсуждены первоочередные задачи по поставкам туркменского природного газа в Европу. В частности, создание многовариантной инфраструктуры транснациональных газопроводов, в том числе и строительство Транскаспийского трубопровода (ТКГ) по дну Каспия.
Более детально рассказал журналистам об ашхабадских переговорах министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев. «Туркменская сторона особо отметила, что очень заинтересована в реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода и доставке газа в Европу», – сказал журналистам глава азербайджанского ведомства. По его словам, было решено создать «Каспийский консорциум», который будет состоять из авторитетных энергетических компаний Европы. «Они станут покупателями газа. Кроме того, в рамках консорциума будут решаться все вопросы, в том числе касающиеся непосредственно строительства Транскаспийского газопровода. Но полной ясности пока нет, более того, решение этих вопросов займет время. Переговоры продолжаются», – сказал Алиев.
«В 2015 году началось, можно сказать, возрождение проекта Транскаспийского трубопровода, организованное фактически двумя сторонами: ключевой страной-поставщиком газа по этому маршруту – Туркменией – и основным потенциальным потребителем туркменского газа на западном направлении – Евросоюзом. Заинтересованность Туркмении в прокладке газовой трубы через Каспийское море понятна: Ашхабад, обладая крупнейшими газовыми запасами на Каспии, до сих пор не имеет эффективного выхода на западные рынки. Однако без аналогичной заинтересованности Европы проект вряд ли был бы столь активно реанимирован», – сказал «НГ» замгендиректора Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Петров.
Евросоюз рассматривает туркменский проект как один из путей диверсификации импорта энергоносителей, стремясь по политическим причинам минимизировать зависимость от российского газа. На вопрос «НГ», почему «Транскаспий» столь активно стал обсуждаться именно сейчас, Петров ответил: «Дело в начале практической реализации газопроводного проекта «Южный газовый коридор», позволяющего поставлять голубое топливо из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу – Грецию и Италию. Как только турецкий участок проекта Трансанатолийский газопровод стал реальностью, появилась возможность вести переговоры со всеми его участниками о возможном расширении «Южного газового коридора» в будущем за счет новых источников газа. Наиболее очевидным вариантом этого расширения представляется туркменский».
Проблема, однако, заключается в том, что Транскаспийский трубопровод не может быть построен без одобрения России, высказывающей опасения относительно экологической безопасности проекта, и Ирана, желающего проложить газопровод из Туркменистана в Турцию по своей территории. «Ашхабад и Брюссель, без сомнения, договорятся друг с другом, равно как с Баку и Анкарой, и по всем техническим вопросам. Но затем начнутся куда более тяжелые переговоры с Москвой и Тегераном, которые пока молча наблюдают за происходящим», – считает Андрей Петров.
По словам эксперта, в любом случае высока вероятность того, что будущее Транскаспийского трубопровода прояснится лишь после того, как будет поставлена точка в спорах по правовому статусу Каспийского моря. Вслед за этим могут быть определены условия поставок туркменского газа в Европу. Поэтому какие-либо выводы стоит делать не сейчас, а по результатам V Каспийского саммита, который пройдет в Казахстане в 2016 году. Как ожидают некоторые эксперты и политики, именно на нем будет завершена многолетняя история определения правового статуса Каспия.