Председатель Совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко считает, что Украина должна вывозить те виды вооружения, которые сама производит.
Фото из социальных сетей Ивана Тимочко
На фоне регулярных призывов президента Украины Владимира Зеленского к продолжению военной помощи от западных партнеров весьма неожиданно прозвучало его заявление о запуске контролируемого экспорта лишнего оружия. По его словам, поставлять за рубеж планируется лишь вооружение местного производства, в частности морские дроны. Но, видимо, в первую очередь заявленные планы помогут легализовать уже осуществляемые сценарии оружейного реэкспорта с целью получения дополнительной прибыли их участниками, отметили эксперты. И указали на риски использования тех же морских дронов под видом российских на Балтийском море.
В очередном видеообращении Владимир Зеленский анонсировал напряженную неделю, способную приблизить окончание военного конфликта с РФ. По его словам, этому призваны поспособствовать стартующие с понедельника на полях Генассамблеи ООН встречи с зарубежными лидерами, и в том числе с президентом США Дональдом Трампом. Однако задуманное удастся, только если партнеры будут поддерживать предложения представителей Киева по завершению вооруженного противостояния, предупредил президент Украины.
И в том же обращении он поблагодарил Соединенные Штаты и других западных союзников за запуск новой программы, позволяющей покупать американское оружие для Украины за средства от других стран НАТО. И в то же время подтвердил наличие у Украины первых предложений по экспорту украинского оружия, прежде всего морских дронов. «Украина предлагает всем своим надежным партнерам наши разработки, которые помогли нам самим в Черном море. Рассчитываем на сильные контракты», – сказал украинский лидер.
О предстоящей в ближайшее время презентации разрабатываемой киевскими властями концепции контролируемого экспорта излишков вооружения он сообщил журналистам 19 сентября. Его продажа помогла бы покрыть дефицит бюджета и нарастить производство дронов для фронта за счет полученных средств. Причем в первую очередь предусмотрено обеспечить оружием подразделения ВСУ и собственные арсеналы и лишь затем направить оставшееся на экспорт. В этой связи в течение двух недель намечено представить три новые платформы, нацеленные на экспортные операции с США и европейскими партнерами, а также иными потенциальными покупателями, заинтересованными в поставках украинского оружия. Приоритет будет отдаваться сотрудничеству с теми, кто помогал Киеву в период боевых действий, уточнил президент. И пообещал построить надежную систему контроля, гарантирующую, что экспортируемое оружие не получит Россия.
Примечательно, что при этом для союзников в Киеве планируют продавать вооружение по более высокой цене, нежели для собственной армии. Это сделало бы предполагаемый экспорт достаточно выгодным, разъяснил накануне СМИ председатель Совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко. «Условная единица оружия, которая продается в Украине, например, за 10 долл., на экспорт идет по стоимости, например, 15, а то и 20 долл.», – аргументировал Тимочко. А заодно предупредил, что если Украина не начнет экспорт оружия сейчас, то может утратить возможности для расширения собственного оружейного производства в последующей перспективе, так как соответствующую нишу займет кто-то другой. Тогда как украинские оружейники создали уникальные образцы, применение которых также подразумевало бы и соответствующее обучение с обменом военным опытом и поставкой комплектующих. В частности, речь могла бы идти о дронах-камикадзе и морских дронах, системах электроники, разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), перечислил председатель Совета резервистов Сухопутных войск ВСУ.
Между тем, как рассказали на днях киевские военные аналитики, на международной выставке во Львове впервые был публично представлен самый большой украинский морской дрон Toloka-1000, разработанный компанией Toloka. Как уточнили в компании, этот проект не единственный и разрабатывается целая линейка беспилотных подводных аппаратов с различным функционалом – от разведки до минирования.
Хотя относительно предназначения самой большой модификации упомянутого дрона, способного преодолевать расстояние в 2 тыс. км и нести 5 т нагрузки, бывший замначальника штаба ВМС ВСУ Андрей Рыженко выразил сомнение.
В условиях продолжающихся военных действий на украинской территории говорить об излишках вооружения нереалистично, заметил в комментарии «НГ» замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Евгений Семибратов. К тому же, продолжил он, по имеющейся информации, подразделениям ВСУ сегодня явно недостает огневой мощи и наряду с прочим ощущается нехватка тех же дронов. В таких условиях в рамках предстоящей реализации заявленных планов по оружейным поставкам за рубеж возможны два сценария.
Первым подразумевается перепродажа западного вооружения. «Собственно, с начала масштабного военного конфликта с РФ в феврале 2022 года неоднократно всплывала информация о том, что какая-то партия западного вооружения, не дойдя до Европы и Украины, названной конечным получателем, оказывалась, к примеру, в Латинской Америке. А потому, с учетом недавнего заявления президента США Дональда Трампа, о том, что в Вашингтоне и не хотели бы зарабатывать на поставках вооружения для Украины, но оказались вынужденными, можно предположить, что далее американские оружейники станут зарабатывать еще больше. Но вся ответственность за возможный сопутствующий негатив будет ложиться на Киев», – определил Семибратов. Как он пояснил, если первый сценарий ориентирован на зарабатывание денег «здесь и сейчас», то вторым допускается не только извлечение прибыли, но и приобретение опыта современных боевых действий. С этой целью зарубежные компании, немецкие и французские, могли бы наладить производство перспективных образцов вооружения на украинской территории, отметил Семибратов.