Спикер Верховной рады Руслан Стефанчук доказывает, что властям Украины, от президента до сельсоветов, переизбираться не время. Фото Reuters
В Верховной раде (ВР) Украины рассмотрят постановление о продлении полномочий органов местного самоуправления. Тем самым предполагается подвести правовую базу под решение Киева об отказе от выборов всех уровней со ссылкой на военный конфликт с РФ. Однако такое решение противоречит Конституции страны, так как ею предусмотрена возможность продления полномочий в условиях военного положения только для ВР, но не для президента и не для органов местной власти, напомнили эксперты.
Украинский парламент запланировал утвердить в среду постановление о непрерывном функционировании органов местного самоуправления во время военного положения. Об этом сообщил депутат ВР Алексей Гончаренко (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов).
По его словам, принятие данного решения позволит обеспечить законные основания для продолжения работы местных советов, мэров и общин, поскольку проведение выборов в стране пока невозможно из-за продолжающегося конфликта с Россией.
Таким образом, киевские власти вознамерились лишить сограждан единственной оставшейся гипотетической возможности проведения новых выборов. Напомним, полномочия президента Украины Владимира Зеленского официально истекли 20 мая 2024 года. А полномочия Верховной рады – 28 августа того же года. При этом выборы нового главы государства и парламента должны были состояться осенью прошлого года. Тогда как местные выборы предстояло провести в последнее воскресенье октября 2025 года (предыдущие состоялись пять лет назад в октябре 2020 года). Но еще в конце июля этого года в ЦИК объявили организацию новой избирательной кампании на местах невозможной и тоже сослались на масштабный конфликт с РФ, продолжающийся с февраля 2022 года.
При этом в конце сентября украинский лидер Зеленский заявил в интервью, что не планирует управлять страной после окончания боевых действий и будет «готов» уйти в отставку. Также он пообещал обратиться в парламент с поручением организовать выборы, если будет достигнуто перемирие.
В то же время спикер Верховной рады Руслан Стефанчук сообщил, что парламентарии готовят специальный закон, регламентирующий проведение новых выборов по завершении вооруженного противостояния и отмены военного положения. «Мы готовим различные базовые сценарии, для того чтобы люди могли реализовать свое фундаментальное конституционное право на выбор... И мне кажется, что нам удастся найти этот правильный законодательный компромисс», – рассказал Стефанчук.
Впрочем, как уточнил в беседе с «НГ» экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник, предложенные решения по продлению полномочий органов местного самоуправления также не могут быть признаны законными. Дело в том, что Конституцией Украины предусмотрена лишь пролонгация деятельности ВР в условиях военного положения. А в отношении президента и местных органов власти подобный вариант не был регламентирован. Эту коллизию киевские руководители попытались урегулировать принятием закона о военном положении, в котором оговаривалась вероятность продления полномочий и для главы государства, и руководящих структур на местах в связи с наличием вооруженного противостояния. Но надо понимать, что положения Основного закона являются нормами прямого действия и имеют приоритетный характер. А потому очевидно, что утверждение анонсированного решения будет подразумевать грубое нарушение украинской Конституции, констатировал Олейник.
«Президент Зеленский, похоже, предложил представителям других ветвей власти страны своеобразную взятку – мол, вы не требуйте нашего переизбрания, а мы не будем настаивать на обновлении ваших структур перед гражданами. В результате в украинской власти складывается круговая порука, когда представители руководящих органов различных уровней совместно нарушают Конституцию, а следовательно, обязаны далее вместе держаться», – добавил бывший депутат ВР.
Между тем председатель ВР Стефанчук еще в конце мая 2024 года постарался развеять озвученные президентом России Владимиром Путиным сомнения в правомочности дальнейшего пребывания в президентской должности Владимира Зеленского, равно и легитимности его подписи под будущими мирными договоренностями (см. «НГ» от 29.05.24). Как заверил спикер парламента, Владимир Зеленский останется на посту президента до завершения военного положения в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Свое утверждение он подкрепил ссылкой на ч. 1 ст. 108, где говорится: «Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента Украины». Впрочем, как конкретизировал тогда Владимир Олейник, признанный в 2010 году заслуженным юристом Украины, упомянутой статьей регламентируются те случаи, когда вступление в должность нового главы государства почему-либо затягивается. Так уходящий президент Украины Виктор Ющенко (принявший присягу 23 января 2005 года) передал свои полномочия не в январе 2010 года, а несколько позднее, 25 февраля – в день инаугурации его преемника Виктора Януковича. После чего Конституционный суд Украины (КС) еще раз подтвердил, что срок президентских полномочий составляет пять лет. Статья 83 предусматривает возможность продления деятельности парламента в период военного положения. Статьи, которые предусматривали бы пролонгацию полномочий главы государства (или местных органов власти) в Конституции отсутствуют.