0
9176
Газета Коллекция Интернет-версия

07.02.2014 00:01:00

Искусство соединять вещи

Тэги: вервордт, коллекция


вервордт, коллекция Аксель Вервордт – один из самых уважаемых и влиятельных людей в современном искусстве. Фото Майкла Джеймса О’Брайена

Аксель Вервордт - известный бельгийский коллекционер и арт-дилер, дизайнер интерьеров с мировым именем. С 2006 года он также выступает как куратор впечатляющих выставок в музее Фортуни в Венеции.  Журналист Анастасия ДОКУЧАЕВА встретилась с Акселем ВЕРВОРДТОМ в принадлежащем ему средневековом замке под Брюсселем, и поговорила с  ним о возможностях искусства разных эпох, о том, как коллекционировать и каким образом его показывать, чтобы зритель выходил счастливым и преображенным. 

– При взгляде на ваши выставки и даже на ваш дом складывается впечатление, что вы не работаете с отдельными предметами, а создаете почти материально ощутимую атмосферу.

– Да, это искусство соединения вещей. Мне кажется важным открывать заново энергию, существующую между предметами, – нечто вроде дружбы, эмпатии, которую вы чувствуете. В японском языке есть слово «ма», которое обозначает обрамленную пустоту, все виды пустоты на самом деле. Это представление всегда было захватывающим для меня: энергия, которая существует между вами и мной, тоже может быть названа пустотою. Моя задача соединить произведения таким образом, чтобы 1+1 было сильнее 2. Соединяя предметы, вы добавляете энергию – позитивную, умиротворяющую энергию, в которой есть посыл. Что очень вдохновляет нас, поскольку обозначает строительство новой цивилизации, а это то, чем мы все заняты. После Второй мировой войны художники, как группа Zero в Германии, призывали вернуться к пустоте, в Японии после атомной бомбы группа Гутаи говорила о возврате к пустоте, в штатах Ротко и Раушенберг призывали вернуться к космосу и пустоте. Что поразительно, наука, с открытием бозона Хиггса (частицы, обнаруженной на адронном коллайдере. – «НГ-антракт»), обнаружила только 50 лет спустя, что мы все рождены из пустоты – Хиггс появился, возмутил пустоту и создал материю. Но восточные люди знали это тысячи лет. 

– Для ваших выставок восточная культура очень важна, и Китай в особенности, но, кажется, «Япония» – это ключевое слово.

– В Японии никогда не было революции, это эволюция на протяжении тысяч лет. У людей есть огромное уважение к природе, друг к другу, они счастливы, когда полезны, когда помогают, когда они слуги природы. Когда ты берешь у природы, то всегда отдаешь. У них есть это прекрасное скромное отношение.  Конечно, там есть и другие крайности. Но этим отношением я бы очень хотел обладать. И даже в своей работе, когда я имею дело с очень дорогими и ценными вещами, всегда есть аспект уважения. Я соединяю вещи в диалоге, чтобы они жили. В этом разница между мной и музеем. В музее вы идете от одной вещи к другой, и там нет никакой атмосферы. 

Вот почему я начал курировать выставки, где вы попадаете в атмосферу, где присутствует диалог и люди чувствуют магию, где всегда есть человеческое и философское измерение, которое возникает из соединения вещей. Это как у Лучио Фонтаны, чьи работы говорят более о материи, которая отсутствует, о пустоте, которую он создал. Также и Аниш Капур дал тело зиянию пустоты. Это понимание современного искусства пришло ко мне в большей степени из восточной философии. Вот почему группа Гутаи, которая всегда была немного в тени, так важна для меня.  

Средневековый бельгийский замок  – жилой дом Вервордта.	Фото предоставлено пресс-службой Акселя Вервордта
Средневековый бельгийский
замок  – жилой дом Вервордта.
Фото предоставлено пресс-службой
Акселя Вервордта

– Вы приложили много сил, чтобы заново представить этих художников западной публике. 

– Они были мало известны, поскольку у них не было своих арт-дилеров, они были чудесными людьми, некоторые даже монахами, как Ширага, и не хотели зарабатывать на искусстве. Александра Манро из музея Гуггенхайм провела многолетнее исследование и обнаружила билеты и другие свидетельства того, что Ширага и все из Гутаи были в контакте с Раушенбергом, Поллоком. Ив Кляйн приезжал к ним много раз, и Лучио Фонтана также, Тапиес в 1959-м был уже связан с ними. 

– Разве они не работали независимо, хотя и параллельно?

– Это правда, Раушенберг и Поллок были раньше. Но я думаю, что Гутаи придала особое измерение искусству. Ширага хотел быть кистью космической мощи – он медитировал, пока не становился един с пустотой, и, когда он выходил из этой глубокой медитации, он создавал свои работы, как Большой взрыв (положивший начало Вселенной. – «НГ»). Полностью вне своего эго. Я люблю Поллока, но ему нужно было быть пьяным и под кайфом, чтобы быть свободным, а это большая разница. Мы можем научиться столь многому у Шираги. 

– Как вы считаете, есть границы, которые куратор не может преступать? К примеру, помещать древнеегипетские предметы, изначально созданные для весьма специфических целей, в контекст современного искусства? 

– Я думаю, что искусство Древнего Египта всегда будет современным, оно способно «заморозить» время, в нем чувствуется невероятное присутствие момента. Момента, который становится вечностью. 

– Можно считать это разными типами современности? 

– Конечно. Что такое современность? Я думаю, это то, что вдохновляет в данный момент. Все великое искусство адаптируется к любому периоду и открывает в себе измерение, которого не имело ранее. Задача куратора – раскрывать искусство на разных уровнях. Работы великих художников, как Пикассо, могут быть включены практически в любую выставку, потому что они так многосложны в содержании и так просты в исполнении.

– Нам повезло жить в то время, когда можно получать удовольствие от искусства самых разных эпох и ценить его. Не думаете ли вы, что этот момент может миновать, и мы вернемся к более ограниченному пониманию красоты? 

– Вы имеете в виду моду в искусстве? Искусство следует за духовностью, потребностью момента. Оно, несомненно, вдохновляет лидеров на то, в каком направлении двигаться, как понимать общество. Для меня это очень важная функция искусства – позволять людям понять, как идет эволюция. Именно поэтому современное искусство так дорого стоит: работ высокого качества не так много, а люди хотят быть окруженными этим искусством, вдохновляться им, чувствовать его власть, его послание. Некоторые покупают имена, это как демонстрация денег. Но есть много коллекционеров, которых я знаю, друзей и клиентов, которые просто испытывают к искусству страсть. Хотя они могут начинать с вложений и их очень хорошо по этому поводу консультируют. Мои друзья, которым я посоветовал купить Фонтану в 70-х и 80-х, получили огромную прибыль. Или 10 лет назад я также рекомендовал всем моим друзьям покупать Ширагу, и сейчас он стоит в 10 раз больше. 

– Кажется, вы не делаете различий между собой в роли коллекционера, куратора, знатока искусства, дизайнера? 

– Да, это одно целое. Я считаю очень важным создавать чувство единения со всем, что вы делаете и находитесь в контакте. Это поиск универсальности, того, что всегда возвращается. Ключ в творческой эволюции. Для меня жизнь со старым искусством помогает лучше понимать будущее. Я хочу, чтобы у меня было чувство бесконечности времени – это не зависит от моды. Хотя я мог бы создать моду.  

– Ваши выставки уже сделали это. 

– Для меня мода не важна. Я даже немного боюсь ее. Когда что-то становится слишком модным, нужно быть более креативным и шагать дальше. Для меня это никоим образом не революционный подход, как если бы я порвал с прошлым и начал с нуля. 

– Ваши выставки очевидным образом объединяют все остальные направления вашей работы. Как вы начали кураторскую практику? 

– Благодаря моему другу Матийсу Виссеру, который делал историческую выставку по Zero и Гутаи в Дюссельдорфе и приехал позаимствовать несколько работ Джефа Верхейна из моей коллекции. Я никогда до этого не слышал о Гутаи и очень им увлекся. Матийс пригласил съездить с ним в Японию, он прямо подталкивал, говоря: «Ты художник в том, как соединяешь вещи! Ты должен сделать выставку!» Я мог бы показать ее на ярмарке в Маастрихте, но там только старое искусство. И я подумал о Венеции, со всеми ее филигранно отделанными дворцами и современным искусством. Тогда я отправился к мэру Венеции, и выставка «Artempo. Когда время становится искусством» появилась. К каждой выставке мы долго готовимся, устраиваем Salons de philosophie, где собираемся вместе с учеными, музейщиками, художниками, знатоками архитектуры. И мы уже заняты обсуждением выставки Proportio в 2015 году! Она будет о том, как пропорции влияют на людей и общество, – пропорции в искусстве, архитектуре, музыке, природе. А также о непропорциональности. Я сейчас контактирую с корейским художником, который говорит, что пропорции – это не математика, а добавление какого-то элемента для воссоздания гармонии. 

– Если говорить о социальном искусстве, похоже, что вы стараетесь избегать его откровенных проявлений, открытой рефлексии над политическими и социальными проблемами?

Композиция Гюнтера Юккера и картина «Большой торс» Антони Тапиеса. 	Фото предоставлено пресс-службой Акселя Вервордта
Композиция Гюнтера Юккера
и картина «Большой торс»
Антони Тапиеса. 
Фото предоставлено пресс-службой
Акселя Вервордта

– Это потому, что я не интересуюсь политикой. Я не верю политикам. Мне ближе естественная эволюция общества. Знаю, что политика нам нужна, но это вещь, с которой я не чувствую никакого родства. Политическое искусство хорошо только в период, когда оно создано, 20 лет спустя в нем нет смысла. Мне нравится искусство, которое имеет больше связей с сущностью человека и с природой, оно вневременное и больше, чем стиль. 

– Когда вы приглашаете художника участвовать, советуетесь ли вы с ним по поводу его работы?  

– Да! Мы долго готовим концепцию выставки, стараемся найти словесное выражение для вещей, которые чувствуем, но которые сложно выразить. На каждой встрече мы устраиваем Salon, все записывается, и двое моих коллег стараются сократить все до одной страницы, которую мы передаем художникам, – они вдохновляются и предлагают существующую работу, либо делают что-то для выставки.  

– Существуют художники, которых вы очевидным образом предпочитаете. «Пространственный концепт» Фонтаны даже появлялся на ваших выставках дважды. 

– Шар с трещиной? Нет, это были две разные работы. На выставках в Венеции мы никогда не показывали одну вещь дважды. За исключением Джакометти, который был на Infinitum и выставке Тапиеса.

– Кого бы вы назвали вашим любимым художником? 

– Это сложно... Я люблю очень Пьеро делла Франческу, но приобрести его работу практически невозможно. Некоторые наброски Руиза, потому что они такие дикие. Я люблю Фонтану, так как он действительно дал тело пустоте. И поэтому же я очень люблю природные работы Капура. И также Джеймса Таррелла, поскольку это световая скульптура. И нашего фламандского художника Джефа Ферхейна, который многому меня научил, был моим учителем. 

– Вы не включаете много медиапроизведений в свои выставки, хотя у вас и экспонировались прекрасные работы Билла Виолы. 

– В библиотеке вы можете увидеть два новых видео, Кимсуджи и Анжеля Вергары. Они маленькие, как объекты, и не похожи на экран телевизора. В этом проблема видео. 

– Из русских имен на ваших выставках были произведения Ильи и Эмилии Кабаковых. Как вам понравилось работать с ними? 

– Мне они очень нравятся лично. Я был у них в мастерской в Нью-Йорке. Но это не то, что я бы хотел иметь в своей коллекции, поскольку из фигуративного искусства мне ближе старые мастера, а когда речь идет о ХХ веке, я предпочитаю абстракцию. Но он интересный и важный художник. Вы знакомы с ними?  

– Меня представляли им. А в качестве куратора я могу быть горда, что впервые показала их работы в Латвии – сценографию к опере Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский» из коллекции Stella Art. 

– А, это фантастическая работа! Я смотрел постановку дважды, когда пел Жозе ван Дам. Одна из самых прекрасных вещей, которые я видел. А еще мы слушали эту оперу с моей женой Мэй, только вдвоем, в новогоднюю ночь с 1999 на 2000-й, в нашем горном доме в Швейцарии. Мы прослушали всю многочасовую оперу с этим прекрасным текстом – это было посланием для нас на следующее столетие. 

– На ваших выставках вы нередко касаетесь некоторых аспектов человеческой природы, которые, однако, не исследуете глубже. Например, мистицизм и эротизм. Не собираетесь ли вы сделать это? 

– Эротику немного сложно показывать в публичных пространствах. Возможно, я сделаю это в отдельной комнате, не знаю... Но для меня многие вещи очень чувственны. Я не люблю, чтобы это было очевидно. Я ничего не имею против прекрасных ню, но садомазохизм не трогает меня. А мистицизм, его очень много! Это духовность, которая присутствует и которая служит связью с другим миром. Я ищу этого. 

– Вы верите, что современное искусство все еще не утратило эту связь? 

– Во многом она потеряна, но я ищу работы, в которых она есть. Думаю, Капур очень мистичен. Он очень занят своей индийской религией, концепцией Вне и Внутри, человечностью, вещами, которые нельзя уловить, которые в промежутке. Вы увидите на Канале  (развивающийся проект фонда Вервордта на берегу брюссельского канала, объединяющий обширные шоурумы, готовящийся музей, частные апартаменты, пекарню и пр. – «НГ») его работу «На краю мира». Это гигантская вещь, – она вмещает настоящий физический и духовный опыт. Хорошее искусство всегда возникает спонтанно, как ноты Моцарта, который писал стремительно, а когда заканчивал, то думал: «А! Неплохо!» В творчестве, я думаю, ты часто становишься кистью космической мощи, которая стремится к воплощению в материи. И когда ты глядишь после на созданное, то иногда оно даже лучше, чем хотел. Иногда хуже, но большей частью лучше...  

– Чувствуете ли вы то же, когда создаете выставку? 

– Что ж, я работаю над ней, пока не буду счастлив, когда мне больше ничего не хочется менять. 

– Могли бы вы представить вашу жизнь без работы с искусством? 

– Это сложно... Я так люблю его. Это действительно страсть. Я так многому научился у искусства, и всем этим мне нравится делиться с другими. В этом смысле я правда хочу быть полезным и вот почему я так тружусь! Хотя я мог бы позволить себе больше не работать. Думаю, я просто не могу остановиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
258
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
272
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
264
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
297

Другие новости