0
3069
Газета Колонки Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Капитализм и искусство

Тэги: ремчуков, экономика, искусство


Заявленная тема несколько десятилетий исследовалась у нас под исключительно критическим углом зрения. Если капитализм был объявлен паразитическим и загнивающим, то и искусство его было таким же. Да ещё и бездуховным. Вот ещё понятие для меня труднопостижимое. Потому что о духовности/бездуховности говорили люди, разрушившие храмы и изгнавшие веру в Бога. Взамен они предложили веру в вождей, коммунизм и светлое будущее. Искусство социализма до поры до времени создавало альтернативную реальность, густо замешенную на энтузиазме и самопожертвовании.

И всё было бы хорошо, если бы капитализм загнулся окончательно от своих невыносимых недугов. Но вместо этого загнулся социализм. Причем первыми неизлечимость и бездуховность советского строя ощутили именно люди искусства. Ещё работали фабрики и заводы, ещё запускались спутники и ракеты, ещё создавались киноэпопеи и «шедевры соцреализма», а большому числу писателей, режиссёров, художников, артистов стало совершенно очевидным, что страна неизлечимо больна.

Вспоминаю, как Русский музей в 1935 году после смерти в нищете Казимира Малевича предложил его матери и вдове копеечную пенсию в обмен на все холсты художника. Многие годы этот жест выдавали за проявление заботы социалистического государства не только о художнике, но и о его семье. А по мне, так действие властей вполне себе капиталистическое. Акулье. Беспощадно расчётливое.

Искусство в России сегодня живёт новой жизнью. Оно дружит с государством на всех уровнях, получая финансирование во всё возрастающих объёмах. Оно подсело и на плотный контакт с частным капиталом. Люди искусства стали ходить по многим адресам. Раньше ≈ в идеологический отдел партии. Теперь ≈ не только.

Это идёт на пользу всем. Вкусов много, заказчики разные, площадок для демонстрации созданного с каждым годом всё больше.

Не всё то искусство, что таким хочет выглядеть. Спору нет. Так и раньше не всё было им, хотя выставлялось в музеях. Зато теперь никто ничего не уничтожает, бульдозеры никуда не посылает, людей не арестовывают и не высылают.

Я думаю, что при всей своей жёсткости капитализм ≈ более благоприятная среда для искусства. Потому что его главный принцип понятен любому: каждый за себя. Как на стороне производства, так и на стороне потребления. Это, наверное, и есть свобода. Свобода творчества.

Современный капитализм вступил в следующую фазу развития, когда предложение рождает спрос. Не спрос рождает предложение, что характерно для экономики дефицита, а дефицита больше нет. А именно предложение предопределяет спрос.

Для деятелей искусства, всех как на подбор индивидуалистов, это самая благоприятная среда для самореализации. Твори, создавай, предлагай. И купец найдётся. Он же ≈ зритель, ценитель, поклонник. И купцом он становится, когда вынимает из кармана денежку, чтобы её потратить на искусство. А это и есть то, что называется искомым словосочетанием: капитализм и искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
475
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
527
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
306
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
206

Другие новости