0
874

24.03.2009 00:00:00

Кто платит за убыточный автопром

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин, обозреватель НГ-Интернет

Тэги: автопром, экономика, кризис


Газета The New York Times опубликовала 23 марта на передовице репортаж своего корреспондента из шведского города Трулльхеттан. Там находится крупнейший в Швеции завод автомобильной фирмы Saab; из 4,1 тыс. шведских работников компании 3,7 тыс. проживает именно в Трулльхеттане. Сейчас город бурлит. Компания General Motors, владелец Saab, намерена избавиться от этой марки к 2010 году, а шведское правительство уже заявило, что не собирается ее выкупать. Пока немцы думают, как спасти Opel (также принадлежащий General Motors, кстати), шведские власти дали понять, что «национальные марки» Volvo и Saab его не интересуют. «Это не игра в «Монополию», - еще в феврале разъяснила позицию правительства министр промышленности страны Мод Улофссон. – Нас избирали не для того, чтобы мы тратили деньги налогоплательщиков на покупку убыточных предприятий».

Ни в одной стране мира подобные заявления не будут популярны, нигде их не удастся конвертировать в сиюминутный политический рейтинг. Это понятно: решение правительства, как ни крути, лишает тысячи людей работы, а страну – одного из национальных символов (все равно, что в 70-е годы заставить эмигрировать группу ABBA). И, тем не менее, за словами Улофссон стоит совершенно определенная философия государственного управления – долгоиграющий гарант предсказуемости и надежности политической элиты. Нам это понять сложно. В России правящая элита исповедует совершенно иную философию, а конкурентоспособной элиты, разделяющей взгляды шведских право-центристов, как-то не видно.

Заводы Saab убыточны. Это факт, который никто не берется отрицать. Слово «убыточный» означает, что актив не оправдывает затраты. То есть, это не актив, а самый настоящий пассив. Частное лицо может позволить себе владеть убыточным брэндом. Мотивы у частного лица могут быть разные: например, сам факт владения легендарным брэндом может удовлетворять его вполне, и он готов инвестировать деньги в это удовлетворение. В конце концов, это его деньги. Государство, в принципе, не должно позволять себе такое поведение, и, в первую очередь, потому, что никаких собственных денег у государства нет. Оно, по сути, распоряжается чужими деньгами, то есть нашими: моими, вашими, моего соседа, вашего брата.

Так вот, существуют политические элиты, которые собственное «безденежье у власти» понимают, принимают и пытаются как-то плясать от этой печки. Более того, они стараются в отведенное им у кормила власти время – с различным успехом – приучить к этой мысли еще и самих избирателей. Здесь нет ничего парадоксального: в трудные моменты избиратель, выдвигая государству разного рода требования, склонен забывать, что деньги на претворение его запросов в жизнь правительство возьмет не из своего кармана, а из его собственного. Воспитывающая избирателя политика – это задел на будущее.

Можно действовать иначе - и именно так, я совершенно в этом уверен, в случае с Saab действовала бы наша правящая элита. Избирателю не нужно напоминать, чьи деньги тратятся. Их нужно просто потратить, а после представить свои действия как борьбу с безработицей и спасение национального достояния. В краткосрочной перспективе – шаг беспроигрышный. В долгосрочной – путь в дурную бесконечность. Сегодня - автомобильный завод, завтра – швейная фабрика, послезавтра – еще что-нибудь, а там глядишь: денег вдруг не стало. Как только их не становится, с глаз у избирателя мигом спадают розовые очки. И откупиться от избирателя становится нечем, потому что подавляющее большинство спасенных предприятий убыточны, а их работников характеризует сиюминутная благодарность государству и отсутствие каких-либо стимулов к профессиональному самосовершенствованию.

Что спасает наше государство, спасая российский автопром с его убыточными предприятиями («АвтоВАЗ» был убыточным в 2008 году) и неконкурентоспособной продукцией? На мой взгляд, оно спасает собственное реноме в глазах тех, кто еще не понял, что именно они оплачивают из своего кармана эти игры в удержание власти. «Это моральный долг государства!» - скажете вы. Сомневаюсь, что вы проявите такой же энтузиазм, если предложить вам выйти на улицу и раздавать свои кровные нищим, неимущим, безработным. Тем, кому в жизни повезло меньше, чем вам. Между тем, инвестиции – в автопром и нищих – одинаково бесперспективны, а деньги берутся из одного и того же источника.

Популизм дорого стоит. А отличие скандинавских элит от нашей, доморощенной, в том, что их элиты видят в акции протеста и социальном недовольстве неотъемлемый элемент политической игры, а наша – бродящий по пространству СНГ призрак новой, нежелательной революции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош»

МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош»

Нурия Ямилова

0
260
Жертвами строительного спада стали бесквартирные дольщики

Жертвами строительного спада стали бесквартирные дольщики

Михаил Сергеев

Вывод на рынок новостроек в среднем по стране сократился на 19%

0
458
Угольным компаниям государство поможет в индивидуальном порядке

Угольным компаниям государство поможет в индивидуальном порядке

Ольга Соловьева

Чиновники уверены в востребованности российского сырья на фоне падения поставок

0
362
Самолет-амфибия Бе-200 должен пройти летные испытания в ходе работ по ремоторизации с украинских двигателей на российские

Самолет-амфибия Бе-200 должен пройти летные испытания в ходе работ по ремоторизации с украинских двигателей на российские

0
288

Другие новости