Дамы в вечерних платьях, мужчины при параде... Кадр из фильма «Великий Гэтсби». 2013
Московская наша интеллигенция
Пригласили скрипт-доктором на проект. Продюсер никак не мог сдать пилотную серию детектива на канал.
Придумал сюжет: герой, этакий Зорро, супермен, возвращается в родной город, где убили его любимого дядю, и раздает всем сестрам по серьгам. Мой любимый мотив – про месть.
Встретились с заказчиком в ресторане. Рука у него холодная и влажная, рукопожатие вялое и в глаза не смотрит – я за все время ни разу не сумел поймать его взгляд. Никогда в жизни не видел человека с таким круговращательным зрением. Вначале насторожился – вдруг, думаю, человек нечестный. Потом решил, что это у него какая-то медицинская проблема.
– Вы знаете, – говорит мне продюсер, – у вашего сценария одна проблема.
– Какая?
– Ваш сценарий слишком хороший.
– Что же делать? – не на шутку испугавшись, спрашиваю я.
– Будем ухудшать, – серьезно отвечает продюсер.
Два месяца ухудшали, потом он звонит:
– Ура! – кричит радостно в трубку продюсер. – Поздравляю: гендиректор канала сказал: «Наконец-то то, что надо!»
Почти сразу после этого продюсер перестал отвечать на звонки и имейлы.
Позвонил товарищу. Он – интеллектуал, полиглот, стихи печатает в толстых литературных журналах. «Новый мир» берет у него подборки. Думаю, может что посоветует.
– Скажи ему, что машину у него сожжешь, – предлагает друг. – Какая у него тачка?
– «Гелендваген».
– Очень хорошо! Вот и спроси, что ему выгоднее: чтобы его «Гелендваген» сгорел или гонорар заплатить. Хочешь, я ему позвоню, если ты стесняешься?
– Не, – думаю, – как-то неинтеллигентно. Да и как я ему позвоню, если он трубку не берет.
Советуюсь дальше.
– Надо этого козла подкараулить, – предлагает мне девушка с большими грустными глазами из хорошей еврейской семьи: папа – профессор, сама 10 лет на скрипке училась играть, ВГИК окончила. – И ногу сломать бейсбольной битой! Хочешь, я договорюсь?
Московская интеллигенция наша, между прочим.
Через год встречаю продюсера случайно на театральной премьере. Музыка играет, все вокруг нарядные: дамы в вечерних платьях, мужчины при параде. Официанты с бабочками разносят шампанское на подносах. Я беру бокал.
Смотрю – мой продюсер стоит, беседует с какой-то светской дамой. Дождался паузы, подхожу, приветствую бодро:
– Здравствуйте, – говорю.
– А, здравствуйте! – улыбается он.
Вижу, что он меня узнал. Но в глазах нет никакой неловкости.
Напротив, он радостно трясет мне руку:
– Очень рад! Очень! Как ваши дела?
– Сейчас неплохо, – уклончиво отвечаю я.
– Если у вас будет какая-нибудь идея – приносите, я буду рад.
Продюсер легким движением чокается со мной бокалом; бокалы издают нежное «дзинь».
Он кивает мне, как дирижер музыканту в оркестре, берет даму бережно за локоток, разворачивает и уводит ее в сторону.
Я слышу, как он ей говорит:
– Возвращаясь к нашему разговору о саспенсе, я вспомнил Хичкока, маэстро говорил: «Кино должно начинаться со взрыва, а потом напряжение должно постепенно нарастать».
Я смотрю на удаляющуюся от меня пару: продюсер в смокинге и в каких-то ультра модных ботинках, формой похожие на голландские деревянные кломпы; у дамы локоны, платье с глубоким декольте, под левой лопаткой крошечная коричневая родинка…
Не скрою, вишневый смокинг продюсера украсил бы отчетливый след от ботинка на спине.
И вообще – где мои дуэльные пистолеты?
Мир – это боль
Товарищ в лицах рассказал, как они в продакшене поднимали рейтинг сериала.
– Надо завлечь зрителя сексом! – вдруг осенило продюсера.
– Старый греховодник, – зашушукались в кулуарах авторы и редакторы. Злые языки прошлись также по возрасту, лысине и потенции продюсера.
– Тому, кто придумает сюжет с эротикой, – премия! – мотивировал он сочинителей.
Работа закипела, страницы сценариев набухли обнаженкой, эротоман-продюсер радостно потирал руки. Но начались съемки, и актрисы вдруг закапризничали.
– Мы вам не проститутки, – сказали они и отказались раздеваться на камеру.
– Ах так?! – обиделся начальник службы кастинга и стал обзванивать «свои базы».
– За четыре тысячи? Просто раздеться – и всё?! – уточнили девушки из баз. – Да, фигня вопрос!
Профессиональные грешницы стали томно оголяться в кадре.
– За плюс четыре тысячи – мы и сами так можем! – узнав про гонорар, занервничали актрисы и потеснили конкуренток со съемочной площадки.
– Детективный сериал, конечно, дал сильный эротический крен, – рассказывал приятель. – Зато рейтинг вырос как на дрожжах.
– И? – спрашиваю я.
– Проект закрыли как несоответствующий концепции канала, – ругался друг. – То ли скрепы у них там затрещали, то ли еще какой разгул духовности случился.
– А что продюсер?
– Вздыхает, говорит, что мир – это боль.
Кино и немцы
– А где немцы? – громко спросил я старшего брата, когда он привел меня в кинотеатр смотреть фильм про советских десантников.
На экране бегали люди в форме, махали руками, что-то кричали, а я не понимал, зачем это, если немцев нет.
– Тише! Это не про немцев, – сердито шептал Вовка.
– Гестаповцы? – обрадовался я, увидев морских пехотинцев в черной форме.
– Нет, – сказал он уже зло. – Это учения. Понял?
– Понял, – сказал я, но на самом деле не понял.
Офицеры сидели за картой, тыкали куда-то пальцами.
– Они на немцев пойдут? – радостно спросил я.
– Нет! – сказал Вовка.
– А когда будут немцы?
– Никогда! Отстань! – зашипел он и чуть не дал подзатыльник.
Я испугался, обиделся и стал молча смотреть. Танки едут, самолеты летят, корабли плывут. Красиво. Но зачем все это, если немцев нет?
Я решил, что они появятся неожиданно. Из-за угла или из самолета выскочат. Но немцев все не было, а у меня заболел живот.
Потом показали, как солдаты прыгали с парашютами. Их было так много, что небо стало черным.
Один такой в тельняшке и в берете приземлился и схватил другого за горло. А тот, тоже наш, глаза выпучил и прохрипел:
– Врешь, не возьмешь!
У меня все закружилось, экран поплыл. Изнутри живота что-то пошло вверх.
Я держал это как мог, но меня вырвало.
Не потому что кино. Потому что изюм.
Дома перед кино я нашел изюм в шкафу, его привез дедушка из Чарджоу. И пока никто не видел, ел его полными горстями прямо немытым. Мне было так вкусно, что я не мог остановиться.
Это мы потом узнали, вместе с мамой.
А пока я сижу перед большим экраном, музыка гремит, солдаты кричат, а я подставляю руки, чтобы не испачкать пол.
Я запомнил это «Врешь, не возьмешь!» и тоже как мог не сдавался, пытался удержать все в ладонях лодочкой. Но в руки не влезло. Ни в первый раз, ни во второй.
Когда Вовка стал тащить меня к выходу, я показал ему ладошки и прошептал:
– Вовка, а это куда?
– Брось, – сказал он каким-то не своим голосом.
Рвота была теплая и мягкая, и даже жалко было бросать. Но я послушался брата – и стало легче.
Брат отвел меня в туалет, стал меня отмывать, потому что я весь перепачкался.
Через некоторое время я был чистый, пустой и снова готов смотреть кино.
Но Вовка и билетерша решили, что я болен, и брат повел меня домой.
Перед тем как уйти, я слышал, как она сказала Вовке:
– Приходи потом, я тебя проведу без билета.
Я чуть не заплакал. Я понял, что теперь я точно не увижу настоящей битвы с немцами.
Мы шли из кинотеатра домой через весь город.
У меня кружилась голова, и я был слабый, как раненый герой.
На улице была весна, солнце, кричали чайки. Старший брат держал меня за руку, и мне от этого становилось спокойно, как будто все налаживалось.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать