Друзья и коллеги вспоминают Вадима Абдрашитова. Фото автора
В легендарном московском кинотеатре «Иллюзион» прошла презентация книги «Вадим Абдрашитов. Воспоминания». Как пояснила редактор Мария Николаева, главной задачей стало воскрешение неповторимой интонации режиссера: «Для нас было главное, чтобы в этой книге звучал его голос. По сути, это рассказы о кино и жизни в целом». Вдова режиссера Нателла Тондзе немного рассказала о процессе работы над книгой: «Мы с Машей иногда встречались в 10 часов утра, а расставались в 9 часов вечера… Был очень большой отбор». После чего она поблагодарила за помощь в создании книги Зою и Леонида Богуславских, фонд имени поэта Андрея Вознесенского и других друзей и коллег Вадима Абдрашитова.
Режиссер Юрий Норштейн во время выступления метко определил особенность творчества Абдрашитова: «Кинематограф Вадима Абдрашитова – без галантерейности. Это всегда прямой взгляд на обстоятельства, из-за чего, возможно, он является самым трудным кинематографом». Особую весомость и академическое звучание придало мероприятию выступление вице-президента Российской академии художеств Андрея Золотова. Он охарактеризовал книгу как явление, выходящее далеко за рамки мемориального издания: «В книге, которую я держу в руках, есть что-то символическое. И конечно, для нас всех это радость и личное событие». Также Золотов дал определение природы дарования Абдрашитова: «Вся его личность, натура была проникнута художественностью. Художество – изнутри, глубинное. Абдрашитов как будто был создан из вещества искусства». Журналист Юрий Рост в воспоминаниях создал завершенный портрет режиссера, подчеркнув редкое единство творческого дара и человеческой цельности: «Говоря о Вадиме Абдрашитове, можно было бы ограничиться тем, что это был достойнейший человек и замечательный кинорежиссер… Вадик сохранил свою жизнь, не менял конституцию своей родины, то есть родина этого человека – он сам». Он также выделил феномен творческого тандема режиссера Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе: «И кинематографическую жизнь прожил он тоже с одним человеком… Главное, что они совпадали в подходе к жизни». По словам Роста, сила кинематографа Абдрашитова – в его вопрошающей, а не назидательной природе: «Он не отвечает ни на какие вопросы, он их задает. Дает возможность нам подумать, а ты ее продолжаешь сам».
Ключ к поэтике его фильмов предложил в самой книге поэт Владимир Салимон, присутствовавший на презентации, но в этот вечер не выступавший. Он обратился к центральной, по его мнению, сцене из «Парада планет»: «Герои оказываются в удивительной сцене – я не знаю, я не спрашивал никогда у Вадима, что он вкладывал точно в смысл этой встречи, не ангел ли воплотился в эту престарелую даму, которая узнает в герое Олега Борисова своего сына. Этот ангел ничего не хочет от героя, он просто предлагает ему любовь. И человек робеет Он не знает, как ее принять. Вот это очень важный момент. На этом построено очень много других произведений мировой литературы. Вот эта проблема, как нам быть с этой любовью, которая нам дается. А любовь – это то, собственно, на чем держится мир. Вадим выбрал любовь, без всякого сомнения». Салимон дополнил свою мысль посвященными режиссеру стихами, пронизанными той же двойственностью света и тьмы: «На прощанье скажешь другу / «до свиданья», / словно мы / вечно движемся по кругу: / царство света – царство тьмы…»
Книга богато иллюстрирована архивными фотографиями со съемок, из семейной хроники, разделена на три части: «Моя биография», «Мое кино» и «Мастер-класс». Помимо рассказов самого героя в издание вошли воспоминания артистов Юрия Беляева, Олега Борисова, Сергея Гармаша, киноведа Ольги Сурковой, кинорежиссера Карена Шахназарова и других именитых коллег и друзей.
Завершился вечер показом студенческих работ Абдрашитова «Репортаж с асфальта» и «Остановите Потапова!».



Комментировать
комментарии(0)
Комментировать