0
1498
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.05.2004 00:00:00

СНГ может стать привлекательным для иностранного капитала

Владимир Покровский

Об авторе: Владимир Анатольевич Покровский - директор сводного Департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ.

Тэги: инвестиции, снг


В мировой экономике четко прослеживается одна весьма важная тенденция: на первый план, постепенно вытесняя привычное торгово-экономическое сотрудничество, выходит финансово-инвестиционная деятельность. За последние полтора десятка лет объемы иностранных инвестиций увеличивались в два раза быстрее, чем торговля.

Но это, как говорится, средняя «температура» по миру. На самом деле инвестиции распределяются по странам отнюдь не равномерно: какие-то страны как бы притягивают инвестиции, другие, напротив, иностранных инвесторов отпугивают. Дело тут в благоприятном или неблагоприятном инвестиционном климате, на состояние которого влияет множество факторов – от политической стабильности (особенно в предвыборные периоды), наличия внутренних и внешних угроз и конфликтов, до глубины преобразований экономики и, конечно, общемировой экономической конъюнктуры.

Реальность такова, что сейчас страны СНГ по степени благоприятности инвестиционного климата находятся в конце списка из 150 государств – в основном из-за политических рисков и несовершенного законодательства. В результате, имея долю в мировой торговле около 2%, государства Содружества сильно отстают по привлечению прямых иностранных инвестиций – на их долю приходится около 0,5% их объема в мире. Причем по параметрам инвестиционного климата страны СНГ значительно различаются и между собой, что четко фиксируют прежде всего сами зарубежные инвесторы. Например, для отягощенных долгами государств с низким уровнем доходов населения – Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии и Таджикистана – они отмечают непродвинутость осуществленных там структурных и институциональных преобразований. Для Белоруссии, Туркменистана и Узбекистана – экономическую неопределенность, связанную с отсутствием убедительной стратегии реформ. И это при том, что, например, принятый в Белоруссии инвестиционный кодекс признан международными экспертами одним из самых прогрессивных в СНГ. Тем не менее в этой стране инвесторов отпугивают бесконечные проверки разного рода контрольных структур, а в Грузии, скажем, – серия преступлений против иностранных граждан. В Туркменистане же отрицательным сигналом для потенциальных инвесторов стало, в частности, упразднение с 1 января 2003 года государственных ценных бумаг (векселей и облигаций), находящихся в обращении с 1996 года. В Кыргызстане на пути инвестиций встали административные барьеры, возрастание количества сфер, охваченных лицензиями и сертификатами, вступление законов в силу задним числом. На Украине, находящейся в ожидании присвоения ей Евросоюзом статуса страны с рыночной экономикой, инвестициям противодействует прежде всего политическая нестабильность и излишне развитой государственный патронаж.

В СНГ только Россия и Казахстан получили со стороны Евросоюза и США статус стран с рыночной экономикой, а ведущие мировые агентства начали присваивать им рейтинг инвестиционного класса. И тем не менее у них тоже не всегда полностью прозрачен юридический режим и нестабильны финансовые условия, позволяющие инвесторам получать адекватную прибыль.

Среди общих для Содружества долгосрочных факторов на инвестиционном климате отрицательно сказываются низкий уровень доходов населения, неверие мелких частных вкладчиков в банковские системы своих государств, практическое отсутствие широкого рынка корпоративных ценных бумаг. Это создало ножницы между инвестиционным голодом субъектов хозяйствования и дефицитом вложений, лишь в небольшой степени компенсируемых амортизационными отчислениями этих субъектов. Правда, нельзя не отметить и то, что в последние три-четыре года в странах СНГ медленно, но все же прогрессируют основные параметры, количественно характеризующие этот самый инвестиционный климат. Конечно, в разных странах Содружества это происходит по-разному. Скажем, по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения разница 15-кратная: 3000 долл. в России и Туркменистане и 200 долл. в Узбекистане. По размеру внешнего долга к ВВП в процентах разница еще существеннее – почти 20-кратная: от 4,6% – в Белоруссии до 91% в Кыргызстане. Аналогичная картина и в уровне открытости экономики, в ставках рефинансирования, уровне золотовалютных резервов на душу населения, размере среднемесячной номинальной зарплаты. В России, скажем, этот показатель составляет 250 долл., а в Таджикистане – всего 22 долл.

Эти данные отражают как бы внутренние резервы для улучшения инвестиционного климата за счет целенаправленного выравнивания таких параметров. Что касается внешнего аспекта проблемы, то он таков. Сейчас в целом по СНГ в принципе значительно более высока доходность иностранных инвестиций: расчетная их прибыльность – не менее 30% в год против 7–8% в собственных странах. В то же время, согласно результатам специального исследования, доля Содружества среди всех стран мира, недополучающих иностранные инвестиции из-за высокого «индекса непрозрачности» экономики, примерно равна 10%. В масштабах СНГ на этом теряется около 13–14 млрд. долл., в год, то есть сопоставимо с фактическим объемом всех ежегодно поступающих в наши страны извне инвестиций.

Тут неизбежно возникает вопрос: могут ли страны СНГ претендовать на быстрый рост в этой сфере – на хотя бы малую часть имеющегося в мире «мертвого капитала», оцениваемого в 9,3 трлн. долл.? Оказывается, на малую часть – могут. Опираясь лишь на тренды основных макроэкономических показателей за 1999–2003 гг. по Содружеству в целом, специалисты прогнозируют увеличение к 2010 г. общих инвестиций по СНГ примерно в 2,6 раза, то есть чуть более чем до 150 млрд. долл.

При этом следует подчеркнуть, что за этот период доля зарубежных инвестиций в ВВП, согласно прогнозу, изменится незначительно. Если в 2000 г. она в целом по СНГ составила 4,6% ВВП, в том числе прямых 1,9%, то в 2005–2010 гг. она предполагается в размере 4,4–5,0%, в том числе прямых 1,6–1,9%. Таким образом, в странах СНГ еще долго будут преобладать внутренние источники экономического развития. Однако тут надо учесть, что в период до 2010 г. проявится действие ряда весьма серьезных факторов, способствующих существенному улучшению инвестиционного климата и, следовательно, ускорению роста инвестиций. Это прежде всего возможность восстановления в СНГ к 2010 году резко снизившегося удельного веса валового накопления основного капитала в ВВП, что даст к концу прогнозируемого периода около 15 млрд. долл. Второй серьезный резерв – постепенное задействование путем введения систем гарантий вкладов и сбережений населения. Ведь сегодня люди держат в банках в среднем более 40 млрд. долл., а «под подушкой» – до 100 млрд. долл. Включение этих средств в оборот может дать с учетом повышения уровня доходов населения дополнительных инвестиций в сумме 22 млрд. долл. Большие резервы кроются и в преодолении тенденций оттока капитала за рубеж, его адсорбирования в свободных экономических зонах, в том числе и за счет снятия неоправданных регуляционных барьеров, в прогнозируемом на ближайшие три-пять лет улучшении ситуации с наращиванием в СНГ транснационального бизнеса, а главное – с ростом его капитализации, в развитии в СНГ рынков ценных бумаг и фондовых рынков...

Если дополнительно учесть эти возможности, связанные с запуском эффективного рыночного механизма инвестирования, то прогноз объема вложений по странам СНГ может быть в расчете на 2010 г. уточнен в сторону увеличения как минимум на 90 млрд. долл. Таким образом, прогнозный объем общих инвестиций в Содружестве к 2010 г. может составить 240 млрд. долл. И ведь сейчас в Содружестве есть условия для реализации этих возможностей – нужно лишь смелее опираться на мировой опыт и практику осуществления реальной интеграции на пространстве СНГ.

Вложения в постсоветскую экономику

Год 2000 2001 2002 2003 (оценка) 2010 (прогноз)
Общие инвестиции в СНГ, (млрд. долл.) 58,5 69,7 73,9 90,0 152
Доля общих инвестиций в ВВП СНГ 16, 9 17,8 16,9 19,3 21,6
ВВП СНГ, (млрд. долл.) 344,5 391,2 436,6 467,2 700

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
373
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
422
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
240
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
324

Другие новости