В мировой экономике четко прослеживается одна весьма важная тенденция: на первый план, постепенно вытесняя привычное торгово-экономическое сотрудничество, выходит финансово-инвестиционная деятельность. За последние полтора десятка лет объемы иностранных инвестиций увеличивались в два раза быстрее, чем торговля.
Но это, как говорится, средняя «температура» по миру. На самом деле инвестиции распределяются по странам отнюдь не равномерно: какие-то страны как бы притягивают инвестиции, другие, напротив, иностранных инвесторов отпугивают. Дело тут в благоприятном или неблагоприятном инвестиционном климате, на состояние которого влияет множество факторов – от политической стабильности (особенно в предвыборные периоды), наличия внутренних и внешних угроз и конфликтов, до глубины преобразований экономики и, конечно, общемировой экономической конъюнктуры.
Реальность такова, что сейчас страны СНГ по степени благоприятности инвестиционного климата находятся в конце списка из 150 государств – в основном из-за политических рисков и несовершенного законодательства. В результате, имея долю в мировой торговле около 2%, государства Содружества сильно отстают по привлечению прямых иностранных инвестиций – на их долю приходится около 0,5% их объема в мире. Причем по параметрам инвестиционного климата страны СНГ значительно различаются и между собой, что четко фиксируют прежде всего сами зарубежные инвесторы. Например, для отягощенных долгами государств с низким уровнем доходов населения – Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии и Таджикистана – они отмечают непродвинутость осуществленных там структурных и институциональных преобразований. Для Белоруссии, Туркменистана и Узбекистана – экономическую неопределенность, связанную с отсутствием убедительной стратегии реформ. И это при том, что, например, принятый в Белоруссии инвестиционный кодекс признан международными экспертами одним из самых прогрессивных в СНГ. Тем не менее в этой стране инвесторов отпугивают бесконечные проверки разного рода контрольных структур, а в Грузии, скажем, – серия преступлений против иностранных граждан. В Туркменистане же отрицательным сигналом для потенциальных инвесторов стало, в частности, упразднение с 1 января 2003 года государственных ценных бумаг (векселей и облигаций), находящихся в обращении с 1996 года. В Кыргызстане на пути инвестиций встали административные барьеры, возрастание количества сфер, охваченных лицензиями и сертификатами, вступление законов в силу задним числом. На Украине, находящейся в ожидании присвоения ей Евросоюзом статуса страны с рыночной экономикой, инвестициям противодействует прежде всего политическая нестабильность и излишне развитой государственный патронаж.
В СНГ только Россия и Казахстан получили со стороны Евросоюза и США статус стран с рыночной экономикой, а ведущие мировые агентства начали присваивать им рейтинг инвестиционного класса. И тем не менее у них тоже не всегда полностью прозрачен юридический режим и нестабильны финансовые условия, позволяющие инвесторам получать адекватную прибыль.
Среди общих для Содружества долгосрочных факторов на инвестиционном климате отрицательно сказываются низкий уровень доходов населения, неверие мелких частных вкладчиков в банковские системы своих государств, практическое отсутствие широкого рынка корпоративных ценных бумаг. Это создало ножницы между инвестиционным голодом субъектов хозяйствования и дефицитом вложений, лишь в небольшой степени компенсируемых амортизационными отчислениями этих субъектов. Правда, нельзя не отметить и то, что в последние три-четыре года в странах СНГ медленно, но все же прогрессируют основные параметры, количественно характеризующие этот самый инвестиционный климат. Конечно, в разных странах Содружества это происходит по-разному. Скажем, по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения разница 15-кратная: 3000 долл. в России и Туркменистане и 200 долл. в Узбекистане. По размеру внешнего долга к ВВП в процентах разница еще существеннее – почти 20-кратная: от 4,6% – в Белоруссии до 91% в Кыргызстане. Аналогичная картина и в уровне открытости экономики, в ставках рефинансирования, уровне золотовалютных резервов на душу населения, размере среднемесячной номинальной зарплаты. В России, скажем, этот показатель составляет 250 долл., а в Таджикистане – всего 22 долл.
Эти данные отражают как бы внутренние резервы для улучшения инвестиционного климата за счет целенаправленного выравнивания таких параметров. Что касается внешнего аспекта проблемы, то он таков. Сейчас в целом по СНГ в принципе значительно более высока доходность иностранных инвестиций: расчетная их прибыльность – не менее 30% в год против 7–8% в собственных странах. В то же время, согласно результатам специального исследования, доля Содружества среди всех стран мира, недополучающих иностранные инвестиции из-за высокого «индекса непрозрачности» экономики, примерно равна 10%. В масштабах СНГ на этом теряется около 13–14 млрд. долл., в год, то есть сопоставимо с фактическим объемом всех ежегодно поступающих в наши страны извне инвестиций.
Тут неизбежно возникает вопрос: могут ли страны СНГ претендовать на быстрый рост в этой сфере – на хотя бы малую часть имеющегося в мире «мертвого капитала», оцениваемого в 9,3 трлн. долл.? Оказывается, на малую часть – могут. Опираясь лишь на тренды основных макроэкономических показателей за 1999–2003 гг. по Содружеству в целом, специалисты прогнозируют увеличение к 2010 г. общих инвестиций по СНГ примерно в 2,6 раза, то есть чуть более чем до 150 млрд. долл.
При этом следует подчеркнуть, что за этот период доля зарубежных инвестиций в ВВП, согласно прогнозу, изменится незначительно. Если в 2000 г. она в целом по СНГ составила 4,6% ВВП, в том числе прямых 1,9%, то в 2005–2010 гг. она предполагается в размере 4,4–5,0%, в том числе прямых 1,6–1,9%. Таким образом, в странах СНГ еще долго будут преобладать внутренние источники экономического развития. Однако тут надо учесть, что в период до 2010 г. проявится действие ряда весьма серьезных факторов, способствующих существенному улучшению инвестиционного климата и, следовательно, ускорению роста инвестиций. Это прежде всего возможность восстановления в СНГ к 2010 году резко снизившегося удельного веса валового накопления основного капитала в ВВП, что даст к концу прогнозируемого периода около 15 млрд. долл. Второй серьезный резерв – постепенное задействование путем введения систем гарантий вкладов и сбережений населения. Ведь сегодня люди держат в банках в среднем более 40 млрд. долл., а «под подушкой» – до 100 млрд. долл. Включение этих средств в оборот может дать с учетом повышения уровня доходов населения дополнительных инвестиций в сумме 22 млрд. долл. Большие резервы кроются и в преодолении тенденций оттока капитала за рубеж, его адсорбирования в свободных экономических зонах, в том числе и за счет снятия неоправданных регуляционных барьеров, в прогнозируемом на ближайшие три-пять лет улучшении ситуации с наращиванием в СНГ транснационального бизнеса, а главное – с ростом его капитализации, в развитии в СНГ рынков ценных бумаг и фондовых рынков...
Если дополнительно учесть эти возможности, связанные с запуском эффективного рыночного механизма инвестирования, то прогноз объема вложений по странам СНГ может быть в расчете на 2010 г. уточнен в сторону увеличения как минимум на 90 млрд. долл. Таким образом, прогнозный объем общих инвестиций в Содружестве к 2010 г. может составить 240 млрд. долл. И ведь сейчас в Содружестве есть условия для реализации этих возможностей – нужно лишь смелее опираться на мировой опыт и практику осуществления реальной интеграции на пространстве СНГ.
Вложения в постсоветскую экономику
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 (оценка) | 2010 (прогноз) |
Общие инвестиции в СНГ, (млрд. долл.) | 58,5 | 69,7 | 73,9 | 90,0 | 152 |
Доля общих инвестиций в ВВП СНГ | 16, 9 | 17,8 | 16,9 | 19,3 | 21,6 |
ВВП СНГ, (млрд. долл.) | 344,5 | 391,2 | 436,6 | 467,2 | 700 |