0
233
Газета Дипкурьер Печатная версия

15.06.2025 17:01:00

В России сохраняется благодарная память о французских летчиках

От Курска до Кенигсберга: "Нормандия – Неман" на советско-германском фронте

Петр Черкасов

Об авторе: Петр Петрович Черкасов – член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Тэги: великая отечественная война, вов, вторая мировая, советско германский фронт, франция, де голль, французские летчики, авиаполк, нормандия неман


великая отечественная война, вов, вторая мировая, советско германский фронт, франция, де голль, французские летчики, авиаполк, нормандия неман Надгробие на могиле неизвестного летчика французской эскадрильи, погибшего в сражении на Курской дуге в июле 1943 года, на Введенском кладбище в Москве (в центре снимка). Фото автора

В наши дни, когда в военный конфликт в Украине в составе «коалиции желающих» (и даже как будто бы во главе ее) все более очевидно втягивается президент Франции Эмманюэль Макрон, можно было бы и замолчать один памятный эпизод советско-французского военного братства во время Великой Отечественной войны. В нынешних обстоятельствах воспоминание об этом факте кому-то у нас может показаться даже неуместным.

Но я убежден, что произвольное обращение с историей, преднамеренное вымарывание из нее как позорных, так и славных страниц недопустимо, ибо в таких случаях история перестает быть наукой. Она становится «политикой, опрокинутой в прошлое», как на том настаивал известный большевик Михаил Покровский, ликвидировавший у нас в 1920-е годы историческую науку.

О чем же речь в данном случае?

80 лет назад, в мае 1945 года, после взятия Кенигсберга достойно завершил свой боевой путь на советско-германском фронте Великой Отечественной войны французский истребительный авиационный полк «Нормандия – Неман», проделавший в составе ВВС Красной армии путь от Курска до Восточной Пруссии. Это был уникальный (если не считать Армию Людову, сформированную польскими коммунистами) пример непосредственного участия иностранной воинской части в нашей войне с гитлеровской Германией. Уже поэтому есть все основания напомнить о вкладе французских летчиков в нашу победу.

С чего все началось? Вплоть до нападения гитлеровской Германии на СССР Сталин не воспринимал всерьез находившегося в Лондоне генерала де Голля, создателя «Свободной Франции», который отказался признать капитуляцию 1940 года и призвал французов продолжать борьбу, за что заочно был приговорен капитулянтами к смертной казни. После 22 июня 1941 года отношение Сталина к де Голлю изменилось. Сталин был озабочен созданием единого фронта против Германии. США вплоть до трагедии в Пёрл-Харборе (7 декабря 1941 года) уклонялись от участия в войне. Наряду с Черчиллем, непримиримым противником Гитлера, Сталин тогда обратил внимание и на де Голля, в котором усмотрел, возможно, будущего руководителя Франции.

26 сентября 1941 года СССР официально признал де Голля как «руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились». Следующим шагом стало заключение 29 сентября 1942 года соглашения, по которому СССР признал «Сражающуюся Францию» «единственным органом, обладающим правом организовывать участие в войне французских граждан и французских территорий» и представлять их интересы при правительстве СССР. Это соглашение сыграло важную роль в укреплении международных позиций Франции, сражавшейся за свое освобождение.

Первоначально де Голль думал переправить на советско-германский фронт механизированную дивизию «Сражающейся Франции», но эту идею не одобрило британское правительство, сославшись на сложности логистики в реализации данного плана. Тогда один из соратников де Голля, генерал ВВС Марсиаль Вален посоветовал ему отправить в СССР группу французских летчиков для участия в боевых действиях в составе Красной армии. Де Голль одобрил это предложение.

В конце 1942 года по договоренности между де Голлем и Сталиным в окрестностях Иваново была сформирована авиаэскадрилья, составленная из французских добровольцев – 14 летчиков и 58 авиамехаников. В ее состав были включены и 17 советских механиков. Эскадрилья получила герб провинции Нормандия – щит красного цвета с двумя золотыми леопардами и белой зигзагообразной стрелой. Отсюда и ее название, к которому в ноябре 1944 года добавилось еще одно – «Неман» – за участие в боях в Восточной Пруссии.

Французская эскадрилья была оснащена истребителями Як-1, а позднее – Як-3 и Як-9. В декабре 1942 года «Нормандия» была включена в состав советских ВВС. После освоения летчиками и техническим персоналом боевой техники французская эскадрилья в марте 1943-го была направлена на советско-германский фронт в составе 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии. Когда в Берлине стало известно о появлении на фронте «Нормандии», нацистский генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель отдал приказ – в случае попадания французских летчиков в плен расстреливать их на месте.

Боевое крещение эскадрилья получила в апреле 1943 года, а уже в июле, пополнив свои ряды, была переформирована в 1-й истребительный авиационный полк в составе четырех эскадрилий. Летчики «Нормандии» отличились в воздушных боях на Курской дуге, а затем в Белоруссии и Восточной Пруссии.

Когда в декабре 1944 года де Голль прибыл в Москву для заключения союзного договора с СССР, он пожелал лично встретиться с летчиками «Нормандии», находившимися на фронте. Вот как описал эту встречу в своих мемуарах сам де Голль: «Был один волнующий час, когда я произвел смотр летчиков полка «Нормандия – Неман». Сначала мы договорились с русскими, что я проинспектирую полк в районе Инстербурга, где он действовал. Но… наши союзники попросили меня отказаться от полета в связи с плохой погодой. С другой стороны, поездка туда и обратно по железной дороге заняла бы три дня и три ночи. Тогда Сталин, узнав об этом, дал приказ привезти в Москву на поезде весь полк. Так я смог поприветствовать этот прекрасный полк – единственные вооруженные силы Запада, сражавшиеся на русском фронте, – и познакомиться с каждым из них, столь доблестно служившим делу победы. Я воспользовался их личным присутствием, чтобы наградить многих из полка, а также русских генералов и офицеров, приехавших с фронта по этому случаю».

За все время участия в боях на советско-германском фронте летчики авиаполка «Нормандия – Неман» совершили 5 тыс. боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 немецких самолетов. Полк был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 83 французских летчика получили государственные награды СССР, а четверо стали Героями Советского Союза.

Боевые потери французов на советско-германском фронте составили 42 человека (из 96 человек боевого личного состава). Глубокое впечатление на советских летчиков произвел самоотверженный поступок капитана Мориса де Сейна. 15 июля 1944 года он погиб в авиакатастрофе, отказавшись воспользоваться парашютом. Дело в том, что на борту самолета находился также механик Владимир Белозуб, не имевший парашюта. Капитан де Сейн предпочел разделить судьбу боевого товарища.

После окончания военных действий в мае 1945 года французские летчики более двух месяцев оставались в районе Кенигсберга, а 20 июля авиаполк «Нормандия – Неман» в полном составе вылетел во Францию на истребителях Як-9 (41 самолет), безвозмездно переданных французской стороне правительством СССР.

Послевоенная судьба знаменитого авиаполка складывалось по-разному. Его неоднократно переформировывали, расформировывали и возрождали вновь. Летчики «Нормандии» участвовали в колониальной войне в Индокитае (1946–1954) и в военных операциях в Африке. В 1999 году они приняли участие и в натовской операции в Югославии.

Благодарная память о французских летчиках сохраняется не только в памятниках и монументах, но и в сознании современного российского общества. Эта память, в частности, материализована в воинских захоронениях на Введенском кладбище в Лефортово, где были преданы земле останки летчиков «Нормандии». На их могилах и кенотафе в память о пяти французах из «Нормандии – Неман» с надписью «Благодарный советский народ никогда не забудет ваш подвиг» всегда можно видеть цветы.


Читайте также


Макрон хочет защитить Гренландию от Трампа

Макрон хочет защитить Гренландию от Трампа

Юрий Паниев

Франция включилась в добычу ископаемых на острове

0
2537
Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
2941
Цены на бензин разогревают инфляцию

Цены на бензин разогревают инфляцию

Анастасия Башкатова

Топливные издержки ложатся бременем и на производителей, и на потребителей

0
2963
Действия Макрона могут привести к власти ультраправых

Действия Макрона могут привести к власти ультраправых

Взоры французских политиков обращены к выборам 2027 года

0
3523

Другие новости