0
971
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2000 00:00:00

50! 2000!

Тэги: Шлегель, кино, фестиваль, Золотой медведь


- Ганс, каков же в этом году фестивальный "урожай" в ваших подопечных регионах? Что входит в программу?

- В конкурсе - "Русский бунт" Александра Прошкина, экранизация пушкинской "Капитанской дочки" и короткометражная картина "Подвиги Геракла" золотого призера "Берлинале-99" Сергея Овчарова. В официальной панораме - двухчастевое "Письмо в Америку" Киры Муратовой. Там же - "Ворошиловский стрелок" Станислава Говорухина и монтажная лента "Земля обетованная", сделанная режиссером Александром Рехвиашвили на материале Госфильмофонда России - фильм о Палестине, о судьбе еврейства до образования Израиля. И еще: хорошая узбекская картина "Оратор" - дебют недавнего вгиковца Юсупа Разыкова в панораме и казахская "Три брата" Серика Апрымова в конкурсе детских фильмов (там будет еще демонстрироваться и русская короткометражная картина Александра Котта "Пугало").

Интересная картина нашлась для панорамы и у ваших соседей в Литве - "Эльза" известного режиссера Альгимантаса Пуйпы. Экранизация новеллы немецкого писателя Эрнста Вихерта выполнена была Пуйпой вместе с Желакявичусом: конфликт прусского чиновника, наблюдателя рыбного хозяйства, и литовского рыбака-анархиста.

- Если к этому перечню прибавить еще и "Страстной бульвар" Владимира Хотиненко в неофициальной секции "Берлинале" - Форуме молодежного кино, - то "нас", кино б. СССР (как до сих пор объединяют на Западе страны СНГ), на Потсдамер-плац не так уж и мало! Кроме того, анонсирована многообещающая картина французского документалиста-классика Криса Маркера "Один день Андрея Арсеньевича" о Тарковском.

- В официальной программе имеется еще один неожиданный русский аспект. Фестиваль совпал с началом века. А в начале века обычно расцветают утопии. Прошлое видится сплошным кошмаром - давайте же его перечеркнем и сделаем все по-новому! И вот начинают конструировать "нового человека", искать нового Адама. Этому кругу явлений на "Берлинале" будет посвящена специальная ретроспектива "Искусственный человек".

"Новый человек" - не только выражение сталинского времени. В конце XIX - начале XX столетия во всем мире искали "нового человека", в России в том числе. Советский революционный авангард хотел создать "нового человека" с помощью кино. И здесь российский ракурс для нас особенно интересен.

Мы перевели увлекательный сценарий-утопию Козинцева и Трауберга "Женщина Эдисона", написанный в 1922 году. Искусственная электрическая женщина, изобретенная Эдисоном, не желает изменяться согласно законам капитализма и, находясь под влиянием газеты "Правда" (она не только электрочеловек, но и идеологизированный электрочеловек!), убегает в СССР и попадает в фантастический Петроград, где победила контрреволюция и всем заправляют поп, бюрократ и самогонщик. В городе нет света, кинотеатры не работают. Женщина Эдисона организует там восстание вещей против старого быта - прямо по Маяковскому. И в конце концов сама становится инструментом или частью гидростанции, которую строят под Петроградом. Замечательна сцена, когда, желая напугать бюрократию, попа и самогонщика, электрическая женщина превращается в птицу - как у Хичкока! Есть и послесловие-предостережение: вся контрреволюционная тройка продолжает жить в советской одежде.

После 1922 года образ искусственного человека исчезает из российского кино. "Последний" робот появится только в сценарном плане Эйзенштейна "Стеклянный дом". Герой, архитектор-конструктивист, убеждается в том, что авангард не освободил человека для разумного существования, что инстинкты способны победить разум. Сам архитектор также оказывается роботом и уничтожает свое творение - проект "Стеклянный дом", затем чудесным образом сбрасывает маску робота и вновь становится человеком. Любопытно, что архитектор носит имя Старик (прозвище самого Эйзенштейна) - перед нами самокритичное произведение великого авангардиста, освобождающегося от авангардной утопии. Эйзенштейн и далее будет разрабатывать тему рационального и эмоционального, диалектику сознательного и подсознательного, понимая, что структуру человека нельзя изменить искусственным путем, как это предлагалось в немецком и американском экспрессионистских кино.

В нашей ретроспективе под названием "Искусственный человек" будут показаны различные явления описанного мною круга. Включена в нее и уникальная советская картина 1935 года под названием "Гибель сенсации" - совершенно неизвестный, пропущенный всеми российскими киноведами фильм Александра Андреевского, изобретателя стереокино. Я не нашел о ней ни одной строчки в историях советского кино и в прессе! Предлагаю посмотреть ее на показе на Потсдамер-плац! Кстати, это единственная экранизация фантастической повести Карела Чапека, правда, с несколько иными идейными акцентами - в фильме капиталисты хотят уничтожить "пролетарский вопрос" и заменить рабочих искусственными людьми, но пролетариям удается постичь секреты управления роботами и повернуть их против хозяев.

В кино соцстран происходило тогда нечто сходное. Чехословацкий режиссер Мартин Фрич работал над мотивом Голема и позже - в фильме "Пекарь императора" - показал робота, который предвидит появление атомных станций...

- Вы совсем погрузились в историю советского кино, читаете ее заново - не так ли? В российской печати проскользнули отзывы о вашей последней книге с трудно переводимым названием "Подрывающая камера" (Die subversive Kamera) - сборнике, посвященном документальному кино СССР и стран Восточной Европы в период "застоя"; также появилась в библиотеках и ваша статья "Сталинский Голливуд" о фильмах Григория Александрова. Каковы же ваши следующие проекты?

- Пока назову лишь один: с моей коллегой Клаудией Дильман мы разработали проект нового кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы в Висбадене. Открытие намечено на весну 2001 года. Он задуман как фестиваль нового типа - фестиваль-симпозиум, где кино будет представлено в широком культурном контексте.

- Вернемся к "Берлинале". Скажите, не начнет ли диктовать новое пространство фестиваля, его масштабы, размах, технический "сверхмодернизм" новую стратегию? Не уклонится ли фестивальная программа в сторону зрелища? Не утратит ли "Берлинале" своей серьезности и вместе с тем демократичности?

- Старт "Берлинале", мне кажется, ясно показывает его приоритеты. Достаточно учесть, что президентом Большого жюри в этом году будет Гонг Ли, знаменитая китайская актриса, а это очень специфический акцент нового века. Мы остаемся верными своим традициям. Также в жюри - золотой призер "Берлинале-98" постановщик "Центрального вокзала" Вальтер Саллес из Бразилии и Анджей Вайда. Именно поэтому мы показываем его последнюю картину "Пан Тадеуш" по Адаму Мицкевичу вне конкурса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1301
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1059
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1486
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1301

Другие новости