0
1566
Газета Культура Интернет-версия

22.02.2000 00:00:00

Впечатления и итоги


Чернокожий актер Дензел Вашингтон поддержал антирасистскую кампанию, за что получил Серебряного Медведя.
Фото АП

ОФИЦИАЛЬНЫЙ показ в "Берлинале-Паласе" все дни тянулся ни шатко ни валко, климат был тепло-холодный, ни художественных прозрений, ни провалов - так себе... Но ближе к концу программы планка резко взлетела вверх: показали свои последние работы два славянина - Анджей Вайда с "Паном Тадеушем" (который вне конкурса: Вайда - член жюри) и Милош Форман с "Человеком с Луны" - в конкурсе Америка.

Новая картина - как бы венец польской темы в творчестве Анджея Вайды. Гений Адама Мицкевича словно бы предуготовил и для Анджея Вайды, своего духовного правнука, земляка, гостя из будущего, всеобъемлющий поэтический образ отчизны. Эпический и ностальгический одновременно, рожденный сердечной памятью великого изгнанника, Мицкевич писал "Пана Тадеуша" в Париже, в убежище после краха антироссийского восстания поляков. Многофигурный портрет старой польской шляхты, написанный могучей кистью с восхищением, грустью, юмором, - улыбка прощания с уходящим миром потомственного аристократизма и красоты. Душевное величие и смешные распри, горделивые воспоминания о наполеоновских польских знаменах и тяжбы вокруг обнищавших имений, баталии и дуэли, пиры и застольный ритуал. Пустеющие усадьбы, таинственные замки на холмах и зеленый, благоуханный, в пышных цветниках и куртинах, в бескрайности полей и перелесков мицкевический пейзаж Литвы, где развертывается действие. Такова адекватная кинематографическая версия поэтических образов оригинала.

Суровые могикане старинной польской чести, столпы двух враждующих родов - ансамбль замечательных польских актеров (Богуслав Линда, Даниэль Ольбрыхский, Анджей Северин, Марек Кондрат и молодой Михал Жебровский в роли пана Тадеуша). Это "мужской фильм", мужественная игра, хотя батальных сцен немного. Но, безусловно, войдет в антологии киноискусства начало войны - марш польских колонн под национальными знаменами на дорогах Литвы, снятый с верхней точки, и летящая над войском белая птица - орел? аист?.. Ну и, конечно, финальный полонез. Написанный специально для фильма композитором Войцехом Киларом, он встает в ряд классических полонезов ХIХ века, прошивает музыкальным пунктиром фильм, где в последних кадрах звучит как апофеоз, вырываясь на простор финальной блистательной режиссерской композиции.

Картина "Человек с Луны" Милоша Формана посвящена Энди Кауфману, которого в Америке называют "самым новаторским, эксцентричным и загадочным комиком своего времени". Звезда 1970-х, он умер в 1984-м от редкой скоротечной формы рака в возрасте 34 лет. О своей неизлечимой болезни Энди знал.

Герои фильмов Формана - всегда уникумы, гении в своем роде, но "чужие" обществу, маргиналы, даже будучи победителями. Энди Кауфман (его играет Джим Керри) - не исключение. За свою короткую жизнь он познал и любовь, и ненависть, и презрение, и непонимание. Но фильм почти, как это бывало у Формана ранее, не рассказывает о пути главного героя из безвестности на свет и борьбы за место под солнцем. Герой промчится как комета, окончив свою карьеру в академическом Карнеги-Холле, завоевав телеэкран. Здесь главный предмет - не дорога к славе. Ведь будущее Энди-ребенка, который разыгрывает сценки перед публикой в лице младшей сестренки, предопределено. Простодушные и благорасположенные посетители маленьких кабаре, где дебютирует Энди, изумляются новому имитатору, пародисту, в котором живет искусство перевоплощения. Юноша со сверкающими и широко раскрытыми глазами внезапно обретает "второе я" - становится горбоносым и смешно разодетым Тони Клифтоном в цилиндре и пенсне; и через несколько минут переодевания спиной к публике на эстраде оживет сам Элвис Пресли - его голос, его музыка, его звездный белый комбинезон - и только "чуть-чуть" пародии.

Фильм, по сути дела, - сольный концерт гениального короля эстрады. Это упоенное любование нескончаемыми метаморфозами. Свобода импровизации, пластика, мимика, полная (и подконтрольная) раскованность, абсолютная музыкальность - в фильме звучат все знаменитые песни Энди Кауфмана и, разумеется, "ключевая" - "Человек с Луны".

С футбольного поля в клинику неврозов

Последний день официальной программы "Берлинале" мог удивить или обрадовать любителей "гражданственного кино" Оливера Стоуна "стартом новой главы его жизни", как назвали критики фильм "Каждое воскресенье". И вправду, не кровавые конфликты в горячих точках планеты, не интриги государственных деятелей, а футбольные страсти оказались в объективе постановщика "Сальвадора" и "Никсона". Здесь на крупном плане не президент и не киллер, а озабоченный тренер предпенсионного возраста - его роль прекрасно играет Аль Пачино. Оливер Стоун признался в том, что футбол для него - метафора человеческой жизни.

Любопытно, что еще в одной американской картине спорт также послужил материалом, точнее - толчком для размышлений о социальных и нравственных проблемах американского общества. Это "Hurrican" Нормана Джевисона. В переводе на русский название фильма означило бы "Ураган", но оно не переводится, ибо это слово (песня Боба Дилана) стало прозвищем знаменитого черного боксера Рубина Картера (его играет Дензел Вашингтон). "Дело" Харрикана в 1960-х было одним из громких и запутанных судебных дел, вызвавших спустя несколько лет мощный отклик. Боксер был несправедливо обвинен в убийстве, заключен в тюрьму, находился в долгой изоляции, пока не началась кампания за его освобождение, которая законно приобрела антирасистский смысл.

Под занавес "Берлинале" был пущен симпатичный, легкий и один из самых обаятельных фильмов фестиваля - "Спальня колдуний" француза Клода Миллера. Героиня картины Клер изучает антропологию, она - вечная студентка, ей перевалило за 30. В личной жизни тоже не везет: скучные родители, сестра-неудачница, безнадежный роман с женатым мужчиной. А главное - утробный страх перед защитой диплома. У Клер не прекращаются стрессы, депрессии и мигрени. Действие начинается в кабинете невропатолога (тут же начинается и смех в зале, ибо диалоги и игра актеров филигранно остроумны). Актриса Анна Броше с постоянно унылым, уксуснокислым выражением лица могла бы нагнать тоску, если бы не была так обаятельна в полной серьезности комедийных перипетий с таблетками, врачебными тестами и исхуданием на наших глазах. Амбулаторное лечение не помогает, и пациентку госпитализируют в общую палату нервной клиники. Рядом с нею, впритык, койки парализованной на обе ноги молодой женщины и 80-летней деградантки с полной потерей памяти. Веселое кино! "Фильм расскажет, - обещает режиссер, - как Клер вышла удивительно здоровой после того, как познала чужое горе. Сочувствие и нежность позволят ей встретить новую жизнь".

Радости и разоЧарованиЯ

В битком набитый зал вошло вслед за президентом "Берлинале" Морицем Де Хадельном международное жюри во главе с красавицей Гонг Ли, и началось объявление итогов голосования. Первым был назван приз ФИПРЕССИ, присужденный как раз "Спальне колдуний" Клода Миллера, что было встречено единодушными аплодисментами. Далее же возникали то паузы молчаливого недоумения, то всплески согласия, то шум и шипение недовольства. Гонг Ли и член жюри от Германии актриса Мария Шредер на два голоса, по-китайски и по-немецки, зачитывали список. Вот некоторые позиции.

Золотой Берлинский Медведь достался американской картине "Магнолия" Пола Томаса Андерсона. Поклонники фильма ликовали, противники язвили, что золото ему могли дать только лишь за длину (3 часа и 9 минут), что нельзя не признать справедливым.

Большой приз жюри - Серебряный Берлинский Медведь увез с собой китаец Чжан Имоу за картину "Дорога домой" (см. "НГ" от 19.02.2000).

Серебряный Медведь за лучшую режиссуру - "Человек с Луны" Милоша Формана.

Серебряный Медведь лучшему актеру - Дензел Вашингтон в фильме "Харрикан".

Но вот что особенно удивило многих, особенно тех, кто давно наблюдает за "распределением" Медведей на "Берлинале" (к ним принадлежит и автор этих строк), - это присуждение целых четырех премий немецким фильмам. Раньше такого не бывало - напротив, к продукции "хозяев" жюри было всегда особенно строгим, порою до несправедливости. Но теперь...

Два Серебряных Медведя за лучшее исполнение женской роли поделили актрисы Бибиана Беглау и Надя Ул в фильме Фолькера Шлендорфа "Затишье после залпа. Легенда Риты", а приз "Голубой Ангел" за лучший европейский фильм достался тоже Фолькеру Шлендорфу за то же "Затишье...".

Это история западной террористки-идеалистки, которая попадает в лапы печально знаменитых "штази" - гэбэшников ГДР. У Шлендорфа, постановщика "Свинцового барабана" и других шедевров, огромные заслуги перед национальным кино, Вольфганг Кольхазе - старейший немецкий сценарист. Но картина достаточно прямолинейная, более всего напоминает не лучшую продукцию восточногерманской студии ДЕФА и соцреалистическое кино, который мы, российские зрители, мгновенно опознаем.

Приз жюри Серебряный Медведь за фильм "Отель за миллион долларов" Вима Вендерса в общем раскладе выглядит так называемым "утешительным"...

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
477
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
311
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2207
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1715

Другие новости