0
675
Газета Культура Интернет-версия

15.09.2000 00:00:00

Высшая проба

Тэги: орекстр, Плетнев, музыка


ТО, ЧТО произошло в консерватории с Российским национальным оркестром в минувший вторник, противоречит всякой логике: вроде бы несколько дней назад тот же оркестр под управлением Владимира Спивакова полностью дискредитировал себя, наповал убив всенародно любимые произведения отечественной классики. В этот вечер, кажется, играл совсем другой оркестр, с другими музыкантами, другого класса. И публика была другая - не аплодирующая в перерывах между частями и не забывающая выключать "средства мобильной связи".

Причина произошедшей метаморфозы заключается, видимо, в том, что за дирижерский пульт встал Михаил Плетнев, выбравший для программы те произведения, которые хотел он, а не те, которые хочет публика, - симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева и Вторую симфонию Скрябина. Есть большой соблазн сравнить оркестр Спивакова и оркестр Плетнева, но ограничимся лишь констатацией того факта, что последнему в этот вечер удалось добиться от оркестра большей взаимности. И не хочется верить в то, что качество игры коллектива зависит только от личных симпатий или антипатий его участников к человеку, держащему в данный момент дирижерскую палочку.

Все вернулось на круги своя - аккуратный баланс оркестровых групп, "фирменный" красочный и богатый звук РНО, чуткость и такт по отношению к солисту Александру Рудину. Пятьдесят лет назад на премьере прокофьевской симфонии-концерта на сцене рядом оказались виолончелист и пианист - Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер за дирижерским пультом. Нынешний дуэт Рудина и Плетнева, надо думать, был не менее великолепен. Дирижер держал под контролем каждую ноту, бережно сохраняя дистанцию между пышной оркестровой братией и голосом солиста. Александр Рудин лишний раз доказал свою репутацию музыканта-ювелира, филигранно отделывающего каждую деталь и ни на минуту не теряющего "нерва" великого симфонического опуса.

Огромная метаморфоза произошла в тот вечер не только с оркестром, но и со Второй симфонией Скрябина. Это не в меру многословное сочинение, которое добрые коллеги композитора в свое время разнесли в пух и прах, исполняется крайне редко, и его появление в репертуаре РНО можно объяснить разве что личным пристрастием Михаила Плетнева к музыке Скрябина. В пятичастный цикл будущий автор "Прометея" попытался вместить весь накопленный музыкальный опыт - и если все концептуальные образы, основополагающие у позднего Скрябина, уже были тут как тут, то умения выразить их на бумаге пока не хватало. Несмотря на заковыристость и некоторую заумь партитуры, Плетнев сотворил из нее настоящий шедевр, резонирующий от мощных, по-вагнеровски восторженных кульминаций и озаряющий зал потоком необыкновенной, чистой энергии. Публика, обычно скептически относящаяся к музыке, которую она не знает (и знать не хочет), притихла и за раз проглотила все пять частей. Впервые, наверное, за многие годы мнения критики и публики полностью совпали - это был концерт высшей пробы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1073
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
812
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1264
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
934

Другие новости